Страна не встанет с колен, пока комплекс жертвы не будет преодолен. Никто не говорит, что проблем нет. Но их надо решать.
Об этом пишет заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко.
Согласно опросам Института социологии НАН Украины, 48% украинцев считают, что “терпеть наше бедственное положение уже невозможно”. Самое интересное, что “терпеть больше невозможно” было и в 2016, и в 2015 году (48 и 45% соответственно). И даже в 2014 году (39%). Где эти люди и почему они дальше терпят? Потому выйти на протест сейчас готовы только 21%.
Самая большая проблема украинцев – синдром пессимиста. Роль жертвы – то, что сформировалось в ментальности украинцев за долгие годы. И то, что делает из обычного человека “украинца современного”.
Роль жертвы – это когда ты ожидаешь, что будет хуже. Если ты не делаешь ничего, потому что “а зачем”. Потому что есть куча причин (коррупция, бедность, политики, здоровье, завтра, не трогайте меня), чтобы этого не делать. Найти причину ничего не делать всегда проще, чем найти возможности это изменить.
Жертва – это когда тебе не повезло, как ты считаешь, независимо от твоей воли. Ты считаешь, что родился в “такой стране”. Ты родился бедным. Потому что политики тебя обманывают. Потому что все, что происходит с тобой, вроде, не зависит от твоей воли. Ты – просто жертва. Так проще оправдывать бездействие.
А если ты жертва, то тебе все должны. Государство должно выплачивать социальную помощь. Независимо от того, имеешь ты квартиру за 3 миллиона или за 30 000 гривен. Тебе “не повезло” родиться в этой стране, и она должна тебе это компенсировать. И ты возмущаешься зарплатами министров, депутатов. Даешь минималку Президенту! Нам не надо богатых, нам нужно, чтобы все были одинаково бедны.
Жертва – это заниженная самоооцинка. И из-за заниженной самооценки люди готовы идти на минимальную зарплату и продолжать ныть о своей бедности.
Проблема в том, что комплекс жертвы стал общегосударственной политикой. У нас всегда виноваты другие. Украина – жертва, которая хочет чтобы Запад нас утешил и помог. Это не только сегодня – такое же положение было и до войны, когда мы ждали очередной подачки от Запада. А сегодня мы ждем, что исключительно с помощью западного давления агрессор “свалит” из нашей страны. У нас что суперзапасы нефти на Донбассе, чтобы другие страны переживали “украинский вопрос”? Или огромный рынок сбыта, здоровая экономика, от которой зависят доходы большинства стран мира? Вопрос войны в Украине Запад будет интересовать до тех пор, пока будут вестись боевые действия. Потому что это прямая угроза их собственной безопасности. Запад не помог восстановить территориальную целостность ни Молдове, ни Грузии. Как только перестрелки завершатся (а они уже затихают, потому что не выходят за линию соприкосновения), наших союзников Украина уже не будет интересовать. Разве что Россия будет “тупить” дальше, и махать перед носом НАТО ржавыми ядерными боеголовками.
Страна не станет с колен, пока комплекс жертвы не будет преодолен. Никто не говорит, что проблем нет. Но их надо решать, а не просто ныть. Мы – украинцы, выбирали эту власть. И мы несем за нее несем ответственность. А если мы все время выбираем одних и тех же – для чего? Чтобы быстрее разочароваться в выбранных нами же политиках и снова ныть о том, что нас “кинули”.
Жертва перекладывает ответственность на других. Помните? Это же делают и политики, у которых во всем виноваты предшественники. Неужели комплекс жертвы для нас – зона комфорта? И мы готовы на все, чтобы оставаться в этой депрессивной зоне? Даже голосовать за одно и то же г … Ждать, что за нас изменения сделают другие? И рассказывать до конца жизни о том, что “терпеть больше нельзя”. И одновременно – терпеть. Как жена, которую постоянно бьет муж, жалуется, что все плохо, но терпит и не уходит от него.
Можете верить политикам. Но они будут лелеять ваш комплекс жертвы своим популизмом. И сочувственно обещать, а иногда и даже внедрять новые социальные выплаты. Вы же жертва, вы же настрадались и не способны сами себя обеспечить. А то, что государственный бюджет вытянуть эти выплаты уже не способен – то кого это волнует. Ибо на каждого, реально нуждающегося в помощи – у нас сотни липовых. И воруют из бюджета не потому, что политики контролируют бюджетные потоки. Воруют потому, что народ позволяет воровать. Терпит. А что он сделает. Он жертва. Жертва собственного электорального выбора и собственного бездействия.