Политические новости

Битва с чиновниками. По силам ли бойцам АТО выиграть ее?, – мнение

После 70-дневного пребывания в плену Виталий вернулся в Николаев без документов.

В первую очередь, ринулся восстанавливать паспорт и убедился – бюрократизм местного чиновничества остался без изменений. Его отправляли с одного учреждения в другое с комментариями наподобие: «ваша справка составлена неверно», пойдите туда, сделайте то. Нервы парня, подорванные войной и пленом, были на пределе, и он обратился к боевым побратимам – в союз воинов АТО. После этого за два дня ему не только восстановили паспорт, но и помогли рядом советов.
Об этом информирует блогер Алла Мирошниченко.

КОГДА КЛЕРК «НЕ ЗНАЛ», А ОЧЕРЕДЬ ДЛИНОЙ В ГОД

«Именно ради решения подобных вопросов и создан союз. Давно осознали – нам надо объединиться, чтобы влиять на чиновников и помогать нашим раненым и демобилизованным бойцам», – рассказывает председатель николаевского «Союза военнослужащих», заместитель командира взвода 79-й отдельной аэромобильной бригады, «киборг», который защищал Донецкий аэропорт, Сергей Танасов.

Он прошел немало «горячих точек» еще до войны на Донбассе и на себе убедился, насколько безразличной может быть чиновническая система даже к участнику боевых действий. Не удивительно, что оказавшись в Николаеве после двух тяжелых ранений, он не стал ждать полного выздоровления, а, опираясь на поддержку единомышленников, взялся за создание организации, которая стала бы на страже интересов участников АТО. С оформлением документов и текущими расходами на канцелярию и оргтехнику помог известный в Николаеве волонтер, директор «Тепловозоремонтного завода» Вячеслав Симченко.

Цели и задачи организации простые и понятные: правовая и социальная помощь участникам АТО и их семьям, юридическая и медицинская поддержка, реабилитация и т.п. Сейчас в работе союза участвует 5-7 десантников, которые по разным причинам находятся в Николаеве: кто лечит боевые раны, кто уже демобилизовался. Ребята вспоминают, что проблемы начались уже в первые месяцы проведения АТО. Парни, которые после ранения или контузии оказывались в госпиталях, не знали, что им в действительности полагается, на какие выплаты или льготы они могут претендовать и прочее.

«Например, земля. Получить ее мы имели право еще летом прошлого года. Но незнание своих прав привело к тому, что документы на землю из нашего подразделения тогда подали лишь несколько людей», – вспоминает С.Танасов. Он добавляет также, что сейчас в Николаеве этот вопрос уже решается без проблем. В этом немалая заслуга и их союза. Каждого, кто к ним обращается, они поэтапно информируют, подсказывают, что надо сделать.

«Городской голова и депутаты горсовета не только отработали схему внеочередного выделения земли участникам АТО, но и предоставили 1 миллион гривень из бюджета на оформление документов на право собственности. Мы вместе разрабатывали эту схему, к нам прислушиваются», – делятся своими наработками десантники.

Они также уверены, что Николаевщине повезло. Потому что и область, и город возглавляют патриотические руководители, которые относятся к воинам положительно. «Вот смотрите, у меня в телефоне «вбиты» номера городского головы и председателя ОГА. Я с ними на прямой связи. Если только возникает какая-то серьезная проблема, сразу звоню и она решается», – рассказывает Сергей.

Вместе с тем, он не скрывает, что настроение бойцам часто портят рядовые чиновники и рядовые клерки, скажем, в коммунальных службах: «Звонит нам парень и говорит, что он сейчас на войне, а его маме не оформляют льготу на газ, хотя у нее на руках есть все необходимые документы. Девушка, которая якобы занимается этим вопросом, говорит, что у нее уже программа составлена на год вперед, и никоим образом эти льготы бойцу оформлены не будут. Конечно, это не может не возмущать. Мне пришлось идти на прием к руководителю службы. Причем неофициально, потому что запись у него тоже далеко вперед. В итоге все выяснилось за 5 минут. Он просто сказал, к кому надо обратиться. Оказывается, у них существует специальная служба, решающая эти вопросы. Просто их работница об этом якобы не знала. Сейчас эти вопросы «под контролем».

ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА ИДЕТ НАВСТРЕЧУ. И – БЕСПЛАТНО

Мои собеседники говорят, что в Николаеве в настоящее время практически не существует проблем с медицинской реабилитацией. Для помощи демобилизованным участникам боевых действий – из областного бюджета выделены более 3 млн гривень. В Николаеве есть военный госпиталь, открыта палата для участников АТО в госпитале инвалидов Великой Отечественной войны, да и другие государственные больницы не отказывают в помощи бойцам. Денег за услуги и операции не берут, правда, иногда лекарства приходится покупать волонтерам. Подставляет свое плечо и частная медицина.

«С первого дня я был в зоне конфликта. Сначала мы охраняли границу с Крымом, потом был Донбасс. Меня серьезно ранили под Зеленопольем – в обе ноги, спину, плечо, поврежден нерв. Сначала лечился в Днепропетровске, потом в Одесском госпитале. Сейчас прохожу реабилитацию в Николаеве, в частной клинике «Реамед». Уже есть неплохие результаты, надеюсь, что буду ходить со временем нормально. Сейчас помогаю союзу, своим боевым побратимам», – рассказывает десантник Валентин Тимофеев.

Кроме того, в Николаеве помощь в медицинской реабилитации бойцам оказывает областная больница восстановительного лечения (водолечебница). Несколько николаевских ребят также прошли бесплатный курс реабилитации в частном санатории города Хмельник на Винниччине. Патриотически настроенные хозяева частных медучреждений за собственные средства помогают воинам АТО. Однако в этой сфере еще чувствуется отсутствие системности.

Ведь демобилизация продолжается, и в настоящее время на Николаевщину уже вернулось около 3 тысяч военнослужащих, ожидается же – в два раза больше. Поэтому полагаться только на добрую волю самих лишь патриотов – не совсем правильно. Тем более, что жители областного центра имеют больше возможностей, ведь могут проходить реабилитацию даже в частных клиниках, а жить дома. Вместо этого их собратья из сел и районов такой возможности лишены. Вот многим из них приходится удовлетворяться тем, что есть неподалеку, или тем, что предлагает официальная медицина.

По информации управления здравоохранения ОГА, по состоянию на конец апреля, за медицинской помощью в области уже обратилось более 5 тысяч участников АТО, 1795 – прошли стационарное лечение, все остальные – амбулаторное. Психологическую помощь получили 394 человека.

НЕТ УДОСТОВЕРЕНИЯ – НЕТ ЛЬГОТ

Немало сетований приходится слышать и на несовершенную систему выдачи участникам боевых действий специальных удостоверений, которые дают право на льготы и соответствующие выплаты. Поэтому интересуюсь у своих собеседников, часто ли им приходится «проталкивать» эти вопросы для себя и своих коллег.

«Удостоверения участника боевых действий, как правило, получаются организовано – или через военкомат, или через воинскую часть. Сама по себе процедура достаточно долгая, но, возможно, так и надо. Но здесь есть определенная несправедливость. Смотрите, наш батальон, который больше всех выполнил сложных боевых задач, будет получать эти удостоверения последним. Нам выдадут их со дня на день, но мы могли получить их еще в прошлом году летом, когда впервые вернулись на ротацию в Николаев. Ведь лишь по получении документа бойцы имеют право на льготы. Никто льгот за коммуналку не пересчитывает – все с момента подачи, и то надо следить, чтобы твои документы, случайно, не потерялись, как это было в свое время со мной. То есть, одни пользуются льготами уже давно, а другие – лишь сейчас», – говорит активист.

Относительно еще одной актуальной в настоящее время проблемы – выплаты денег погибшим, то ребята утверждают, что сейчас с этим серьезных вопросов вроде бы нет. Правда, приходится ждать около 2 месяцев. Единственная ситуация, когда денег не дают, это если нет каких-то документов. Тогда надо обращаться к командованию части и военкомата. В Николаеве был такой случай, но проблему решили.

ЛУЧШИЙ ПСИХОЛОГ – СЕМЬЯ

Еще одна, очень нужная нынешним демобилизованным форма реабилитация – психологическая. Специалисты бьют тревогу, мол, большинству военных, которые прошли через АТО, нужен психолог, а их традиционно не хватает. Там, на передовой, они практически совсем отсутствуют, это подтверждают сами военнослужащие. Тем, кто прибывает на ротацию, в отпуск или по демобилизации, пытаются помочь волонтеры. В Николаеве даже создана психологическая кризисная служба, в которую входят 13 специалистов и которая в настоящее время реализует проект под названием «От войны до мира!».

Правда, Сергей Танасов считает, что далеко не каждому бойцу после зоны АТО нужен психолог. Большинство, по его мнению, справляются сами. И только каждому четвертому-пятому, действительно, надо обратиться к специалисту.

«Например, мои бойцы почти все нормально пережили боевой стресс. За исключением нескольких случаев, когда одному пришлось лечиться в спецучреждении. Еще кому-то, действительно, понадобилась помощь психолога. Здесь многое зависит от семьи. Надо делать ставку на отдых с детьми, на романтичные путешествия, смену обстановки. Как минимум, это поехать к бабушке, на рыбалку, поработать на земле. Главное поменьше алкоголя», – делится своими советами опытный боец.

Но он также советует, что и много внимания в таких случаях не надо. Здесь главное не переборщить. «Психолог больше нужен в отдельных стрессовых ситуациях на войне, когда погибают товарищи, когда продолжается сильный обстрел. Многие именно тогда тяжело переживают последствия. Тем более, что командование не всегда в таких случаях адекватно относится к бойцам», – уверены «киборги».

Еще одна проблема – сухпайки. Бойцы имеют к ним серьезные претензии, потому что это влияет не только на их желудок, но и на моральное состояние. Они говорят, что, скажем, во время службы в Косово по полгода ели американские сухпайки и все было нормально, потому что там даже грелки предусмотрены, чтобы разогреть еду без костра. А на наших пайках в Донецком аэропорту тяжело было протянуть даже несколько дней. Они не очень вкусные и, главное, очень однообразные. Ежедневно одно и то же есть в течение длительного времени – это еще одно испытание для бойца. Военное меню не должно быть однообразным. Сейчас немного поменяли состав пайков, но в целом это проблему не решило. Разогреть ту же консерву или кашу в боевых условиях негде, а положенные внутрь пайка пластмассовые ложки постоянно ломаются.

После общения с николаевскими десантниками, за плечами которых не один бой и не одна военная операция, убеждаешься, что выиграть еще одну битву – уже с чиновниками – им, конечно, под силу. Хотя именно последняя оставляет в души чуть ли не самый большой осадок. Но возлагать решение всех социально-бытовых и реабилитационных вопросов на сами лишь общественные формирования, какими активными они не были бы, не правильно. В стране уже больше года длится настоящая война. И эти проблемы требуют системного решения на государственном уровне.

По материалам: glavnoe
kuznecov