Политические новости

Лариса Волошина: “Для воюющей страны пустые слова, неподтвержденные делами – это тоже вражеская пуля”

Народный депутат Верховной Рада Украины Леонид Емец 6 сентября опубликовал в своем Facebook своеобразную онлайн-трансляцию с заседания юридического комитета ПАСЕ.

“Юридический комитет ПАСЕ поздравил Украину с изменениями в Конституции, которые позволяют ратифицировать Римский Статут, но ткнул носом в трехлетнюю задержку. Короче, все как всегда. Украина движется вперед какими-то удивительными зигзагами”.

“Чтобы понимать важность того, что происходит сегодня на Юридическом комитете ПАСЕ, коротко поясню. Сейчас обговаривается страна, к которой должен обращаться с иском человек с оккупированных территорий Донбасса, – пишет Лариса Волошина для “День”. – Принятие резолюции про то, что это должна быть Россия – это не просто признание именно России оккупантом на Донбассе, а и четкое указание Европейскому Суду по правам человека и юридическое закрепление за Российской Федерацией статуса агрессора. P.S. Некоторые французские делегаты страшно возбудились, но настроение большинства членов комитета на нашей стороне”.

Уже 7 сентября в прессе появилось сообщение о том, что “Комитет по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ принял проект резолюции относительно Украинского вопроса, в котором подтверждается нелегитимность “Д/ЛНР” и подтверждается нарушение РФ международного права”.

Сам документ будет проголосован в октябре на сессии ПАСЕ в Страсбурге. В сообщении, опубликованном пресс-службой Комитета по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ, говорится: ” В единогласно принятом проекте резолюции, Комитет подчеркнул, что самопровозглашенные “ДНР” и “ЛНР”, созданные и контролируемые Российской Федерацией, не имеют какой-либо легитимности в украинском или Международном законодательстве. Это относится ко всем их “учреждениям”, включая “суды”, созданные их нелегальными “властями”. В проекте резолюции также указано, что в соответствии с международным правом, Россия отвечает за защиту населения, проживающего там. Она должна гарантировать основные права всех жителей Крыма и украинского населения “ДНР” и “ЛНР”.Резолюция призывает власти Российской Федерации содействовать независимому мониторингу ситуации в области выполнения прав человека на украинских территориях, находящихся под их контролем. В том числе и в Крыму.

Событие, конечно же важное. И будем надеяться, что на октябрьской сессии ПАСЕ в Страсбурге будет принято решение, открывающее возможность привлечения Российской Федерации к ответственности, как основного нарушителя прав и свобод украинцев на оккупированных территориях. Но нас все же интересует не только сам текст резолюции, но и то, почему члены комитета, несмотря на явное противодействие, все же проголосовали за юридическое признание России ответчиком в преступлениях совершенных под прикрытием ДНР” и “ЛНР”.

Вот что пишет об этом народный депутат Емец:

“Только что докладчик из Германии госпожа Бек, в вопросе защиты прав человека на неподконтрольных Украине территориях, прямо сообщила делегатам ПАСЕ, что выборы на этих территориях сегодня невозможны. Поводом стало то, что во время подготовки доклада делегаты хотели посетить Донбасс и обратились к ОБСЕ с просьбой посодействовать этой поездке. На что ОБСЕ заявило, что не может гарантировать безопасность депутатов иностранных стран. Логичный вопрос – ответ, а какие же тогда выборы”.

Все верно. Если вы лично не чувствуете себя в безопасности и боитесь посетить какой-то регион – вы не можете продолжать утверждать, что он мирный и не враждебный. Невозможно голословно распространяться о “rebel” – повстанцах под предводительством “местной власти”, которые что-то не договорили с властью центральной. Особенно если, когда речь заходит о вашей собственной жизни, народное ополчение вдруг превращается в сомалийские бандитские группировки, от которых хочется держаться подальше. Члены комитета голосовали как разумные последовательные люди. Они примерили на себя поездку на территорию “самопровозглашенных республик”, где никто не может прогарантировать их личную безопасность и сделали единственно верный вывод.

Спикером, убедившим комитет, была немецкий депутат Мари-Луизы Бек давно известная своей принципиальной позицией относительно того, что происходит на востоке Украины и в Крыму. Представляя доклад на основании которого была принята вчерашняя резолюция она сказала: “И в Крыму, и в зоне конфликта на Донбассе, произошли и все еще происходят серьезные нарушения прав человека”. Ей же принадлежат ставшие нарицательными слова о том, что “гибридная аннексия Донбасса уже состоялась”. 19 апреля 2016 года на слушаниях в рамках сессии ПАСЕ в Страсбурге, госпожа Бек была тем европейским политиком, который представил доказательства прямого участия России в событиях на востоке Украины. “По нашей информации, в Кремле создано пять “министерств”, которые фактически управляют так называемыми “ЛНР” и “ДНР”, – заявила Бек. Она назвала нынешнее положение дел на оккупированных территориях “гибридной аннексией”, ставшей неизбежным следствием гибридной войны, которую Россия ведет против Украины.

Мари-Луиза Бек и многие другие друзья Украины, говорят не о том во что верят, а о том, что знают, основываясь на результатах исследований и собранной доказательной базе. Их выводы и предлагаемые пути выхода из ситуации, являются не обязательно единственно верными. Но они всегда аргументированы и не расходятся с картиной военной реальности. Нарушение прав и свобод граждан – это преступление. Организация террористических группировок – это преступление. Захват огромных территорий бандами и наемниками, снабжаемыми оружием и деньгами со стороны сопредельного государства – это интервенция и необъявленная война. Убийства, пытки, мародерство – это чудовищные преступления, которые не способна легализовать даже воля демократического большинства.

Доказательство своей позиции действием. – Вот чего сильно не хватает украинскому публичному дискурсу. Выводов, основанных на фактах, а не на абстрактных рассуждениях. – Вот в чем нуждается Украина. Если бы все эти титулованные примирители и заклинатели диалога, борцы с языком вражды и радетели за стандарты свободной журналистики перенесли бы свои редакции, офисы, семейные гнезда туда – в зону, примириться с существованием которой они заклинают Украину – их слова имели бы больше веса. С ними можно было бы обсуждать их мнение “над схваткой”, основанное на их личном опыте. Можно сопоставлять позиции и искать компромисс, достигать консенсуса и спорить о методах ведущих к общим целям. Но только там, где все стороны действительно знают то, о чем говорят. Ну, или хотя бы искренне верят и готовы подтвердить веру личным примером.

Многочисленные социальные исследования давно подметили, что публичная дискуссия, провоцирующая конфликт, намеренно избегающая доказательств собственной правоты и переключающая внимание публики на неправоту оппонента – повышает в обществе уровень недоверия. Это расшатывает социальное поле и дезориентирует массы. Как часто украинцы становились жертвами подобной публичной битвы без доказательств? Война на Донбассе и аннексия Крыма – это не только шанс для Украины опомниться на краю пропасти и начать менять страну. Но и шанс изменить публичный дискурс, научиться отличать аргументированную позицию от абстрактных рассуждений. Потому что для воюющей страны пустые слова, неподтвержденные делами – это тоже вражеская пуля. В самое сердце.

Лариса Волошина
Український журналіст, публіцист

vlad