В России "в самых худших традициях сталинизма" был запрещен фильм "Смерть Сталина", пишет The Independent: высмеивающий диктатора фильм "сочли слишком проблематичным и граничащим с непристойностью для общественного показа".
“Параллели между эпохами Сталина и Путина отмечались неоднократно, и они поразительны”, – говорится в редакционной статье. The Independent перечисляет в этом ряду “навязчивую паранойю насчет Америки и Запада”, использование слежки и пропаганды, наращивание вооруженных сил, “присвоение территорий в Грузии и на Украине”, “запугивание соседей”, расширение влияния на Ближнем Востоке.
“Конечно, Путин не Сталин”, – оговаривается издание. “В путинской России больше плюрализма, она более свободна и открыта, чем Советский Союз даже при таких просвещенных лидерах, как Хрущев или Горбачев”.
Однако, подчеркивает газета, “то, что сделал Путин, намного более коварно и опасно”. “Он создал новую модель “жесткого” авторитарного лидерства, в которой упор делается на национализм, часто извращающий патриотизм в своих целях, в бедах страны обвиняются иностранцы, инакомыслие без лишнего шума подавляется, а свобода слова скорее урезается, чем уничтожается. Сохраняются некоторые формы и реалии нормальной демократической жизни, права человека и верховенство закона отчасти поддерживаются – но на фоне постоянного давления коррупции и узаконенных притеснений”, – пишет The Independent.
Цензура Путина в отношении британского фильма напоминает о следующем: “видимо, существует, по крайней мере со стороны России, некая неизбежность в ее конфронтации с Западом, основанная не столько на идеологических различиях (хотя они есть), сколько на старомодных конфликтах национальных интересов и стратегических преимуществ”, пишут авторы статьи. “Это также говорит о том, что Россия склонна к правлению диктаторов, использующих страх в качестве основного политического оружия. Сталин, может, и умер, но сталинизм подает признаки жизни, – говорится в статье. – Интересно, что будут делать приближенные Путина, если их лидер однажды скончается на полу в своем кабинете”.