Экономическая дуэль двух стран может иметь важное геополитическое значение
Сегодня вступают в силу дополнительные пошлины размером 10% на китайские товары в денежном эквиваленте $200 млрд. Именно этот шаг Белого дома послужил причиной для отказа вице-премьера Госсовета Китая Лю Хэ прибыть на этой неделе в Вашингтон для проведения очередного этапа торговых консультаций. Таким образом, Пекин решил продемонстрировать свою жесткую позицию в контексте торговой войны с США.
Что же, Пекин решил идти в атаку на США, повышая градус экономического противостояния, и, на мой взгляд, этот шаг весьма и весьма опрометчивый. Хотя, определенную выгоду это противостояние, в геополитическом плане, может принести, как бы это странно не звучало – нам.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что при всем внешнем благополучии Китая и его стремительном экономическом росте – это большой финансовый мыльный пузырь, который два года назад уже был готов лопнуть, но удержался благодаря беспрецедентным мерам правительства КНР.
К примеру, только за апрель – июнь, в период старта торговой войны, корпоративная задолженность по кредитам в КНР подскочила на $26,6 млрд, установив абсолютный рекорд не только по росту данного показателя, но и по объему просрочек по кредитам, составившим 1,96 трлн юаней. В июле же Национальное бюро статистики КНР уже било тревогу, ведь индекс деловой активности в стране впервые упал до критического показателя 49,8! Внешний же долг Китая в этом году превысил 300% от ВВП.
Но все эти прелести КНР ощутила на себе лишь от предварительного действия пошлин США, а теперь в силу вступают не только 10% пошлина на товары объемом $200 млрд, но и более того, поскольку Пекин не идет на встречу Вашингтону, Белый дом может не только ускорить введение в силу пошлин на 25%, но и наложить их на китайские товары суммой $267 млрд. Таким образом, США покроют 25%-ными пошлинами весь китайский экспорт в США, объемом $467 млрд. При этом импорт в Китай товаров из США составляет $150 млрд. Причем Пекин намерен их, как ответной мерой, так же облагать пошлинами.
Но это будет явный выстрел себе же в ногу, ведь значительная часть импортируемых в КНР американских товаров относится к категории высокотехнологичных. К примеру, в 2017 году Китай закупил по всему миру только одних микросхем более чем на $230 млрд! А потому, не представляю себе ситуацию, при которой США понесли бы куда более серьезные потери от торговой войны, чем Китай, который уже уменьшает закупки нефти, из-за проседания производства.
И вот, казалось бы, в чем может оказаться польза для нас в этом экономическом коллапсе двух мировых держав? А в том, что Китай может очень быстро перейти от латентной экспансивной политики, к явной. Действия Пекина в отношении его соседей, на территории которых у него есть виды, либо “деоккупационные намерения” могут стать более жесткими, и, не исключено, более агрессивными.
И совершенно не удивлюсь, если в ближайшее время в китайском информационном пространстве, по мере того, как будет нарастать эффект от торговой войны, будут взращиваться и националистические нарративы. Причем они будут состоять не только из лозунгов и призывов топтать газон Белого дома, но и простого вопроса к каждому китайцу “чья Сибирь?”.
Военно-политический обозреватель Александр Коваленко