Автор книг и профессор Нью-Йоркского университета, бывший советник Министерства иностранных дел и содружества по российской внешней политике и безопасности, который занимается исследованием проблем русской истории и безопасности с конца 1980-х годов Марк Галеотти уверен, что достижение мира возможно и необходимо в Украине в ближайшее время.
Автор книг и профессор Нью-Йоркского университета, бывший советник Министерства иностранных дел и содружества по российской внешней политике и безопасности, который занимается исследованием проблем русской истории и безопасности с конца 1980-х годов Марк Галеотти в статье блога In Moskow’s Shadows высказывает свое видение мирного разрешения украинского кризиса и ситуации с Крымом.
Галеотти считает, что в обмен на частичное освобождение от некоторых самых обременительных экономических санкций Россия будет обязана придерживаться Минского соглашения и прекратить прямую военную поддержку боевиков на востоке Украины. Проблема Крыма временно отойдет на второй план и только некоторые первоначальные санкции, которые были введены после аннексии Крыма, продолжат действовать.
Другими словами, захват Россией Крыма будет рассматриваться как “дело решенное” и в результате останутся только незначительные и персональные, не системные санкции, а РФ и Украина будут рассматриваться как равные стороны в переговорах, поясняет эксперт.
Он уверен, что сейчас бессмысленно пытаться заставить Москву отказаться от Крыма. “Для Путина отказаться от полуострова означает не только пойти против своих инстинктов, но и совершить политическое самоубийство, критически подорвать свой авторитет и легитимность. Он просто не станет этого делать”, – заявляет аналитик.
Но для России в этом случае должны быть реальные и серьезные последствия, считает он. США в ситуации с Крымом фактически спустят Москве этот акт агрессии и оставят только самые незначительные и достаточно сносные санкции. Для Москвы и других стран, например Китая, это станет явным примером того, что есть непростительные акты агрессии, а есть довольно незначительные, которые ведут к несерьезным последствиям. Если сейчас Москва получит Крым де-факто, но никогда – де-юре, то вероятно это будет сделано для того, чтобы дать Кремлю понять, насколько значимую уступку сделал Киев с самого начала и что эта уступка Украине должна быть компенсирована, считает Галеотти.
Требования Киева и Москвы не могут быть сопоставимыми, ведь Украина – потерпевшая сторона, поскольку конфликт спровоцирован нелегитимным и неоправданным вмешательством России в украинские внутренние дела, а также из-за компромисса в отношении Крыма. Возможно, правительству Кремля это не понравится, но Вашингтон не должен позволить себе забыть об этом ради соглашения между сторонами, уверен Галеотти.
В Минских соглашениях говорится, что Москва должна отказаться от любых вмешательств в дела Украины, “прекратить прямую военную поддержку” террористов, но это только начало, уверен эксперт. Остается возможность политической поддержки, экономического давления и косвенной поддержки, например, поощрение третьих сторон, таких как Приднестровье, чтобы обеспечить поставку оружия в Украину. Москва также должна будет проводить активные мероприятия по прекращению боевых действий, например, предлагать убежище лидерам боевиков, для которых невозможно примирение с Киевом. Наилучшим вариантом было бы заставить их ответить за свои преступления, но “прагматичное желание закончить войну как можно быстрее и аккуратнее означает амнистию для некоторых бойцов и тихую эвакуацию для других”, высказал свое мнение автор статьи.
Москва в долгу у Киева, заявил эксперт. Когда война закончится, Украине придется восстанавливать и налаживать работу региона. Перед Рождеством (автор имеет в виду католическое Рождество, которое празднуется 25 декабря. – “ГОРДОН”) Украина выплатила часть долга за газ в размере $1,65 миллиарда, но оплата российских энергоносителей остается долгосрочной задачей, которая в будущем дает основания для конфликта и давления со стороны России. Автор предлагает засчитать в качестве репараций со стороны Москвы будущие платежи Украины за электроэнергию, что позволяет Киеву сосредоточиться на восстановлении страны.
Членство в НАТО и ЕС для Украины в ближайшее время маловероятно, заявляет автор. Украине потребуются долгие годы, чтобы усовершенствовать свои управляющие, экономические структуры и безопасность. Поскольку НАТО и ЕС утверждают, что они не видят перспективы членства для Украины в течение многих лет, это ослабит озабоченность Москвы и не выставит Киев “нежелательным изгоем”, заявляет профессор.
Усилия для достижения уровня, достаточного для членства в ЕС и Альянсе, вне зависимости от их успешности, создадут основу для будущего развития Украины после двадцати с лишним лет безуспешного государственного управления. Отсутствие надежды на членство может замедлить развитие и стремление побороть институциональную коррупцию, локальное кумовство, медленное экономическое развитие и политический цинизм, которые окружают Украину, уверен Галеотти.
В обмен на фактическое признание притязаний России на Крым и отмену некоторых экономических санкций в отношении компаний, работающих на полуострове, поскольку рядовые крымчане не должны страдать больше, чем остальные, Москва должна отказаться от вмешательства в дела Украины. Это станет поражением для Кремля, но важно, чтобы Запад и Киев не распространялись об этом. Путину необходимо “сохранить лицо” на случай, если будет принято соглашение. Если целью этой договоренности будет мир в Украине, а не желание наказать или дестабилизировать Кремль, тогда его стоит вынести на стол переговоров, заявляет аналитик.
Киев может предложить защиту прав русскоязычных, автономию или гарантии для избранной власти на востоке, программу примирения и амнистии для тех боевиков, которые не участвовали в зверствах. Если учесть, что Кремль оправдывал свое участие в конфликте угрозой для русскоязычного населения, это даст Путину возможность заявить о достижении цели внутренней аудитории, а российские СМИ доведут дело до конца, считает профессор.
Для мирового сообщества будет очевидно, что Москва была вынуждена отступить и заплатить за захват Крыма. Для других стран это станет примером того, что даже наличие ядерного оружия не позволяет нарушать нормы международного права без последствий, уверен Галеотти.
Россия является агрессором, а не стороной в споре. Принудительное возвращение Крыма сейчас почти невозможно, но Москва не должна получить “зеленый свет”. Россию необходимо наказать за ущерб, нанесенный Украине, и заставить ее заплатить стоимость реконструкции. Если Кремль не согласится с таким решением, тогда экономическая война продолжится, а санкции будут ужесточаться по мере необходимости. Сдаться – означает вознаградить Путина за агрессию и укрепить его режим и, тем самым, ослабить всю структуру международного права, резюмировал аналитик.