Почему я считаю, что Соединенные Штаты Америки и Великобритания нарушили Будапештский меморандум и что теперь с этим делать.
В 1975 году на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в столице Финляндии почти все государства континента, а также США и Канада, подписали так называемые «Хельсинкские соглашения», которыми декларировалось мирное сосуществование разных социальных систем, двух военных блоков и нейтральных стран. Эти документы стали основой новой европейской архитектуры безопасности.
Правда, СССР (Империя Зла) неоднократно нарушал эти соглашения. Например, для того, чтобы избежать обвинений в нарушениях Хельсинского соглашения в сфере политических репрессий и политических заключенных, преступный режим КПСС «изобрел» применение психиатрии в политических целях, отправляя диссидентов на принудительное психиатрическое лечение вместо тюрем – и на голубом глазу врал мировому сообществу, что «в СССР политических заключенных нет».
В 1989 году началось долгожданное разрушение социалистического блока. Прекратили свою деятельность Организация Варшавского договора (ОВД) и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). На карте Европы, вследствие распада СССР и Югославии, появились новые государства. В течение 1992 года свой «развод» оформили Чехия и Словакия. Новую ситуацию требовалось зафиксировать новыми соглашениями.
Для этого было принято решение о проведении в начале декабря 1994 года встречи на высшем уровне в столице Венгрии. Там были подписаны важные договоренности, в том числе о переименовании СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с января 1995 года.
В мае 1992 года Белоруссия, Казахстан и Украина вместе с РФ и США подписали «Лиссабонский протокол»: документ, по которому бывшие союзные республики отказывались от ядерного арсенала и передавали боеголовки и средства их доставки России, присоединяясь к Договору о нераспространении ядерного оружия («ДНЯО»). Однако в обмен на односторонние уступки Киев хотел получить гарантии: в частности, по сохранению территориальной целостности страны.
Что такое «Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к ДНЯО»?
Это меморандум, подписанный 5 декабря 1994 года лидерами Украины, США, России и Великобритании, о подтверждении выполнения в отношении Украины положений Заключительного акта СБСЕ, Устава ООН и Договора о нераспространении ядерного оружия как не обладающего ядерным оружием государства-участника договора. Два других участника ДНЯО, обладавшие на момент подписания ядерным арсеналом, Франция и Китай, высказались об аналогичных гарантиях в форме соответствующих заявлений, не подписавшись под меморандумом.
В соответствии с Будапештским меморандумом и Лиссабонским протоколом Украина к 1996 году присоединилась к ДНЯО наравне с Казахстаном и Белоруссией как страна-участник, не обладающая ядерным оружием.
Согласно меморандуму, учитывая обязательство Украины об удалении всех ядерных вооружений с её территории в установленные сроки, США, РФ и Великобритания подтвердили обязательства:
1. В соответствии с Заключительным актом СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины.
2. Воздерживаться от угрозы нарушения (силой и её применением) территориальной целостности и политической независимости Украины.
3. Не применять против Украины никаких вооружений, кроме как в целях самообороны или любым другим образом в соответствии с Уставом ООН.
4. В соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих её суверенитету и, таким образом, обеспечить себе преимущество любого рода.
5. Добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН с целью оказания помощи Украине как государству-участнику ДНЯО, не обладающему ядерным оружием, в случае, если она станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия.
6. Не применять ядерное оружие против Украины, как государства-участника ДНЯО, не обладающего ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, их территории или зависимые территории, их вооруженные силы или их союзников таким государством, действующим вместе с государством, обладающим ядерным оружием или связанным с ним союзным соглашением.
7. Проводить консультации в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств.
На момент подписания меморандума Франция и КНР также обладали ядерным оружием и были полноценными участниками ДНЯО. Вместо подписания меморандума они сделали соответствующие заявления. Основное отличие их заявлений от меморандума – отсутствие пункта об обязательных консультациях при возникновении спорных ситуаций.
Я сейчас не пишу о наглом и преступном нарушении Российской Федерацией буквы и духа Будапештского меморандума. Я сейчас пишу о нарушении этого договора Соединенными Штатами Америки и Великобританией, и, возможно, Францией и КНР.
Уговор дороже денег. А договор дороже уговора.
Украина потерпела неудачу в попытках призвать США и Великобританию к ответу по Будапештскому меморандуму. И вина за это лежит целиком и полностью на руководстве Украины. Прежде всего, это вина перед всем украинским народом. Эта вина имеет цену. И эта цена, прежде всего – жертвы, человеческие жизни, судьбы многих семей.
Я думаю, что эту вину еще не поздно искупить (просто потому, что «поздно» всегда лучше, чем «никогда»). Надеюсь, что новые скорые назначения в украинском правительстве помогут это сделать. И тогда в Украине появятся компетентные люди международного значения, которые сумеют очень правильно объяснить США и Великобритании, каковы их настоящие обязательства.