Политические новости

Главная ошибка Порошенко, или прокурорская чехарда, – Борислав Береза

Три подряд генпрокурора, которые лишь имитируют борьбу с коррупцией в решающий для страны момент, стали главным просчетом президента.

Он может дорого стоить — не только ему, но и всей стране, пишет Народный депутат Борислав Береза в блогах на НВ.

Назначение генерального прокурора — прерогатива президента. Мы убедились, что он умеет проталкивать нужную ему кандидатуру на эту должность. Но вот сумеет ли убрать проштрафившегося генпрокурора? Ответ на этот вопрос необходимо получить всему обществу. Я поставил подпись за отставку Виктора Шокина.

Не могу понять, как назначенный президентом генеральный прокурор может идти вразрез с линией по борьбе с коррупцией. А особенно вызывающе это выглядит после заявлений президента в Одессе. Шокин предпочитает защищать своих подчиненных, которых на месте преступления — в Генеральной прокуратуре! — десять дней назад задержали сотрудники спецподразделения Альфа. Руководил ими заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе. Шокин вслед за первым заместителем генпрокурора Владимиром Гузырем пытается лично прикрыть взяточников в Генпрокуратуре.

“Жить по‑новому” прокурорские работники отказываются упорно и со вкусом. Понимают, что изменения в стране лишат их незаконной власти и заставят служить Фемиде. Вот только делать это по‑настоящему многие представители прокурорского племени разучились. Шокин был в отпуске, когда Сакварелидзе задерживал взяточников в ГПУ. Этого молодого грузинского юриста не зря назначили в Генеральную прокуратуру. Он не разменивается по мелочам, словно пытаясь догнать упущенное без него. И Сакварелидзе — не один, с ним в команде работают украинские, а не привлеченные из‑за рубежа следователи. Неужели многочисленная челядь не доложила генпрокурору, что эту антикоррупционную операцию одобрил лично президент? Или он считает возможным бороться за честь мундира таким образом? Ответ мне неизвестен.

Но я точно знаю другое. Первый постмайданный генпрокурор Олег Махницкий, упустивший после победы революции достоинства всех, кого только можно, и профукавший шансы для расследования убийств на Майдане, числится советником президента. Что это? Утешительный приз за пассивность в расследовании убийства Небесной сотни и привлечении к ответственности Януковича и его соратников? Других предположений у меня нет. Махницкий громко поссорился со своими бывшими соратниками из Свободы, но в публичной плоскости почти не появляется.

Переходим ко второму постмайданному генпрокурору — Виталию Яреме. Милицейский генерал, оказавшийся на посту генерального прокурора уже по инициативе лично Петра Порошенко. Ярема оказался абсолютным несоответствием своей должности. В результате он был уволен. Но нет, не с позором, как того заслуживал вне всякого сомнения, а консенсусом даже разношерстного депутатского корпуса. Его главное преступление — циничное уничтожение веры в правосудие в особо крупных размерах. Ему народ верил. В него верил Порошенко. Думаю, народ Украины его еще оценит по достоинству, не опираясь на нормы Уголовно-процессуального кодекса.

Теперь Виктор Шокин. Очень проверенный кадр президента. Ему Порошенко доверяет уже давно, со времен работы секретарем СНБО в 2005‑м. Похож на Виктора Пшонку не только визуально, но и повадками. С ним будет непросто работать Давиду Сакварелидзе, Виталию Касько и другим — всем, кто поверил, что прокуратура может быть честной. В прокуратуре исчезла хватка времен Януковича, когда подчиненные Пшонки были готовы линчевать оппозиционеров, если находилась подходящая статья. Они знали, что хозяин защитит от общественного недовольства. Из-за импотенции Генпрокуратуры революция достоинства оказалась неспособной защищаться — именно сегодня, когда мы воюем с Россией, когда случаи мародерства необходимо карать, не раздумывая.

Где уголовные дела против министров первого состава правительства Арсения Яценюка, о которых столько писала пресса? Где реакция прокуратуры на злоупотребления в государственных компаниях, которыми по квотному принципу управляют “правильные” ребята? Где адекватная работа военной прокуратуры не только в зоне АТО? Каждый этот прокол подрывает авторитет власти сильнее кремлевской пропаганды и шипения Оппозиционного блока.

Президент почувствовал, что действия Шокина по защите взяточников в форме прокуроров могут обернуться его увольнением парламентом. Потому оперативно призвал на Банковую Шокина и Сакварелидзе для демонстрации единства. С них бы икону писать Правосудие или картину. Опытному прокурорскому лису пришлось отступить перед напором не только молодого грузинского коллеги, но и требований общественности. Произошло это скорее не по его желанию, а по настоянию президента. Но все время петлять ему не удастся, окно возможностей становится меньше. Страна уже не ждет перемен как милости власти, а решительно их требует. Понять это пора и президенту, и прокурорам. Понять, чтобы не оказаться лишними для общества. В персональном, как говорят, разряде. Недопустимо игнорировать общественный запрос на справедливость.

Если следующая волна по очистке правоохранительных органов будет инициирована не руководством государства, она может привести не только к люстрационным процессам, но и полной смене властных элит. И разрушению основ государства. Это финал, которого ждут в Кремле и которому сопротивляется Украина. Сейчас время работы над ошибками. Это время упускать нельзя.

По материалам: nv.ua
kuznecov