Угрозы отзыва Томоса из Украины существуют. Такое может произойти, если в церкви не прекратятся противостояния между почетным Патриархом Филаретом и предстоятелем ПЦУ Епифанием.
“Возможно, если такое безобразие продолжится, если недействующий патриарх продолжит в том же направлении и его будут поддерживать некоторые политики, а избранный Предстоятель, бездействуя, будет молчать”, – подчеркнул в интервью “Апострофу” митрополит Львовский Макарий (Малетич) – бывший предстоятель УАПЦ (Украинской автокефальной православной церкви).
Он отметил, что единая Поместная церковь должна войти в каноническое русло.
“Я предложил собрать Синод и обратиться к Вселенскому Патриарху (по уставу он имеет высший суд над каждым архиереем) с просьбой рассмотреть поведение почетного патриарха Филарета. Не все со мной соглашаются: говорят, что мы самостоятельная церковь. Самостоятельные – сделайте сами! Не можете сами – обращайтесь к тем, кто может. Но не допустимо дальше позорить новосозданную церковь, которую 100 лет стремились получить украинский народ и духовенство”, – заявил митрополит.
Макарий считает, что далее предстоятель митрополит Епифаний и члены Синода должны принять решение о молитвенном поминовении Предстоятеля.
“А на Богослужении с которым среди других архиереев со стороны должны стоять бывшие предстоятели УПЦ (КП) и УАПЦ. Тем более, что к объединенной церкви присоединились два архиерея с третьей православной церкви. Те решения нужно проголосовать, зафиксировать выставить на всеобщее обозрение. Тогда и Константинополю будет приятно, и даже Москва поймет, что у нас в церкви устанавливается порядок”, – пояснил митрополит.
По его мнению, объединение всех трех крупнейших православных церквей зависит только от них же.
“Все зависит от нас: от нашего Предстоятеля Епифания, а еще больше – от ситуации в нашей церкви. Если будут возникать ссоры, не христианские поступки, которые делает почетный патриарх, то никто к нам не придет. Чтобы было признание, нужно войти в каноническое русло, и чтобы в новой церкви был порядок, послушание. Однако для признания еще очень мало времени прошло. Дело не только в Москве. Обо мне тоже говорили, что Москва мной руководит. Причина тому – человеческая гордость и амбиции”, – резюмировал он.