Предложение Трампа о замене помощи на кредиты касается нескольких стран, в том числе и Украины
Об этом пишет Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра Разумкова.
Начнем с того, что решение об отмене американской безвозмездной военной помощи Украине и переход на кредиты еще окончательно не принято. Это лишь предложение президента, не прошедшее через Конгресс. Поэтому говорить об этом как о свершившемся событии пока рано.
Военная помощь идет в рамках программы Государственного департамента США, и там есть два подраздела: экономическая помощь и военная. Важно отметить, что еще ни разу те суммы, которые запрашивал Госдеп, в бюджете не выделялись. То есть все разговоры о том, что финансовая помощь в этом году снижается – это немножко не так.
Ранее была озвучена цифра в $175 млн на 2017-2018 финансовый год. И говорится о том, что идет снижение этой помощи. На самом деле, ситуация несколько иная. В 2016-2017 гг. Украина получила $150 млн. 175 по сравнению со 150 – это повышение, а не понижение. Причем, когда мы получили эти $150 млн, изначально предлагалось выделить $350 млн. То есть, ни одно бюджетное предложение не выполняется на 100%. На этот год запрашивалось, по-моему, $500 млн, а дали 175.
Предложение Трампа о замене помощи на кредиты касается нескольких стран, в том числе и Украины. Ключевые же партнеры США так и остаются на «бюджетной игле». А семь стран Трамп планирует перевести на кредиты. Чем это обернется для мировой и региональной ситуации? Прежде всего, это оттолкнет от Соединенных Штатов их союзников. В первую очередь Украину и Пакистан.
Многие американские политики и представители истеблишмента будут не довольны таким решением. Во-первых, это отход от ранее данных обещаний. А во-вторых, это никоим образом не решает проблему украинского кризиса, возникшего из-за открытого и наглого наступления России на международное право.
Для США такой переход на кредитование был бы выгодным, потому что вместо подарков они получают заказы, которые гарантированно кредитуются. Грубо говоря, это замкнутый оборот денег внутри Соединенных штатов. В этом вопросе скрывается суть самого Трампа не как политика, а как менеджера и экономиста.
Такие кредиты, конечно, будут менее выгодными, чем получение финансовой помощи, но деваться-то все равно некуда. Для чего берется такая помощь? Для того, чтобы обеспечить вооруженные силы современным оружием. Если бы у Украины было достаточно денег, она бы могла заказать все это на собственном Укроборонпроме. И обеспечить тем самым замкнутый круг производства необходимого вооружения. Но танков до сих пор нет, потому что нет денег для их закупки. Высокоточное оружие только испытывается, но в войска не поступает. Потому что нет денег для закупки. Даже тех сумм, которые выглядят как серьезный рост по сравнению с прошлыми годами. Просто раньше выделялись мелочи, а не то, что необходимо. Поэтому Украина будет вынуждена обращаться к таким кредитам из-за отсутствия собственных денег.
Кроме того, разговоры об отмене США военной помощи уже играют на руку России. Уже появились статьи в Независимой газете и на Военном курьере. Версия, что США нас предает уже отрабатывается, и давление будет только углубляться. И надо быть к этому готовым. А вообще, такие вещи нужно предусматривать заранее, а у нас же вся политика рефлекторная. Как у собаки Павлова: реагируем только на какие-то возбудители.