Политические новости

Путин оказался в западне, – The Economist

По просьбе бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина группа российских социологов во главе с Михаилом Дмитриевым из аналитического центра «Новый экономический рост» провела исследование, на основании которого сделала вывод о том, что причины действий Путина в Украине таятся в потребности Кремля укреплять свою легитимность после того, как рост недовольства российского населения вылился зимой 2011-2012 годов в уличные протесты.

Об этом интересном факте рассказывается в редакционного статье «Как Владимир Путин пытается сохранить силу» британского издания «The Economist», пишет “Экономика от пророка”.

Главной движущей силой этих протестов был российский средний класс, недовольный отсутствием перспектив, отмечает издание. После десяти лет быстрого экономического роста, приведшего к повышению жизненного уровня, приоритеты российского населения сместились в такие сферы как стремление к справедливости, повышение уровня образования и улучшение здравоохранения, чего путинский режим кланового государственного капитализма предоставить не мог.

В глазах среднего класса Путин превратился в символ застоя, а не стабильности, в связи с чем его рейтинги стали снижаться. Понизилось и доверие к государственными СМИ. Обозреватели стали сравнивать эту ситуацию с серединой 1980-х годов, когда недовольная интеллигенция стала той движущей силой, которая вызвала горбачевскую перестройку. Протесты в крупных российских городах начали находить отклик в бедных провинциях, где усиливалось экономическое и общественное недовольство, грозившее перерасти в открытый социальный конфликт.

Аннексия Крыма Россией приостановила эту тенденцию. Хорошо известный лидер протестного движения 2011-2012 годов Алексей Навальный назвал путинскую партию «Единая Россия» партией жуликов и воров. Сегодня он говорит, что президент «украл» политическую повестку, заменив строительство современного государства имперским национализмом. Аннексировав Крым, Путин привлек на свою сторону российскую глубинку и узаконил свою власть даже в глазах многих из тех, кто двумя годами ранее протестовал против него. Как отмечает Дмитриев, взамен несбывшихся надежд людей на реализацию личного потенциала и устремлений Путин дал им успокоительные символические победы государства.

Война на востоке Украины и экономический кризис превратили вызванную крымскими событиями эйфорию в паранойю и защитный патриотизм, направленный против Запада, что подняло рейтинги популярности Путина почти до 90%. Кремлю не по силам реальное военное столкновение с Западом, но он будет выдавать за победу любые признаки западной слабости. Чтобы продемонстрировать свою силу, Москва размахивает ядерным оружием и устраивает показательные силовые выступления на границах НАТО. Дмитрий Тренин из Московского центра Карнеги говорит, что Путин хочет, чтобы его ядерные угрозы воспринимали серьезно, и добавляет, что опасность ядерной войны сегодня сильнее, чем в любой другой момент после окончания Карибского кризиса в 1962 году. Но промежуточная цель таких запугиваний состоит в том, чтобы убедить Запад отменить санкции, потому что внутри страны это можно будет представить как величайшую победу.

На этом фоне урегулирование украинского кризиса и деэскалация напряженности в отношениях с Западом вновь прикует внимание общества к экономическим и социальным проблемам, понизив рейтинги Путина, как это случилось после войны России в Грузии в 2008 году. Продолжение войны в Украине и противостояние с Западом удержат его рейтинги на высокой отметке гораздо дольше. Но если Путину это на руку, то Россия может остаться в изоляции и в состоянии экономического застоя, отмечает британское издание.

Сокращения в российском бюджете это хороший показатель приоритетов Путина. На содержание Кремля, на военные ассигнования и на службы безопасности уходит 40% всего бюджета. А расходы на здравоохранение и инфраструктуру урезали в два раза больше, чем на оборону. Среди победителей в бюджетной гонке оказались государственные средства массовой информации, плюющиеся ненавистью и агрессией.

«Мишени для такой агрессивности могут быть разные. Два года назад она была направлена против мигрантов и коррумпированных чиновников. Теперь это Запад, «национал-предатели» и «пятая колонна», в состав которой входил либеральный политик Борис Немцов, убитый в феврале в Москве. Таким образом, агрессивность Кремля превратилась в наркотик, а это может привести к передозировке, и Кремль в таком случае может утратить контроль. В какой-то момент агрессивные настроения могут переключиться с внешнего врага на самого Путина, и не в последнюю очередь в связи с тем, что созданный кремлевской пропагандой образ Америки очень похож на действительность в самой России», резюмирует «The Economist».

Напомню, исправленный российский бюджет 2015 года, принятый на прошлой неделе Госдумой России, по признанию высокопоставленного источника в российском Белом доме, «пугает» самих российских чиновников. Они напуганы огромным дефицитом федерального бюджета и начавшимся ускоренным проеданием Резервного фонда. Подробнее об этом смотрите в статье «В правительстве РФ в шоке от огромного дефицита бюджета и темпов проедания резервов» за 15 апреля!

innika