Политические новости

Аттракционы в Украине превратятся в русскую рулетку

Государство готовится уменьшить перечень видов работ и механизмов повышенной опасности почти вдвое. В том числе, ликвидируют обязательное разрешение на установку и эксплуатацию аттракционов. Подобная либерализация на руку строителям и коммунальщикам. Окажутся ли в зоне риска дети, выяснял "Апостроф".

Водолазам станет проще
В настоящее время специальные разрешения требуются для 26 направления работ и 22 видов оборудования, инструментов и механизмов. Но вскоре все может стать иначе.

Разрешение на работы и использование механизмов повышенной опасности регулируется постановлением КМУ №1107, по которому Гоструда выдает документы на их выполнение и эксплуатацию.

Как сообщил “Апострофу” председатель Гоструда Роман Чернега, его ведомство идет по пути внедрения декларативного принципа госнадзора за состоянием охраны труда. “Количество разрешительных документов на работы повышенной опасности станет меньше. Проект постановления для Кабмина уже подготовлен”, – говорит он.

Чтобы упростить процедуру получения таких разрешений, территориальные управления ведомства даже проработали совместно с центрами предоставления админуслуг механизм их предоставления – по принципу единого окна. Однако увлекшись формой новаций, чиновники, похоже, решили не слишком сильно вникать в их суть.

Сравнительный анализ проекта постановления с текстом документа, действующего сейчас, показывает, что упрощения затрагивают многие виды бизнесов. Помимо отмены спецразрешений на работу водолазов, трубочистов, маркшейдеров и камнедобытчиков, изменения затронут и более прозаические специальности.

С одной стороны, декларативный принцип действительно способен облегчить жизнь строительного бизнеса и коммунальных компаний. С другой – это может повлиять на рост несчастных случаев и производственного травматизма.

Как поясняет в комментарии “Апострофу” руководитель Consulting Group Андрей Невадовский, одним из этапов при получении обязательного разрешения Гоструда является обучение сотрудников предприятия нормам и правилам охраны труда на протяжении одной-двух недель. С принятием принципа “веры на слово” часть компаний обязательным обучением сможет запросто пренебречь.

Прежде всего, это коснется работников, которые выполняют работы в действующих электроустановках напряжением свыше 1000 В и в зонах действия высокочастотного тока. Тех, кто занимается земляными работами на глубине свыше 2 м или в зоне расположения подземных коммуникаций. И тех, кто выполняет работы в колодцах, котлованах, траншеях, бункерах и коллекторах и замкнутом пространстве (емкостях, топках, трубопроводах).

Не совсем понятно, какие именно разрешения потребуются предприятиям, которые работают с вредными веществами 1, 2 и 3 класса опасности, а также аммиаком и водородом. В предлагаемом проекте какое-либо разделение веществ на классы и виды вообще отсутствует.

Как повезет
Самое странное, что из перечня машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, на эксплуатацию которых необходимы специальные разрешения, должны исчезнуть аттракционы. Предпринимателям, работающим со стационарными, передвижными и мобильными каруселями, планируют дать свободу – перевести с обязательного на декларативный принцип соответствия.

“Бизнес должен взять на себя риски, связанные с работами повышенной опасности и использованием оборудования”, – считает Чернега. За своим ведомством он хочет оставить лишь контроль над соблюдением деклараций и их правомерным применением на практике.

В Украине функционирует порядка 1 тыс. аттракционов. Из них ежегодно запрещалась работа 20-30% качелей и каруселей. При этом единого реестра аттракционов у нас в стране нет.

Руководство Гоструда жалуется, что специалистов-практиков, особенно инспекторов по охране и безопасности труда не хватает. “Определенную часть качественного инспекторского состава мы потеряли из-за реформирования структур и действия моратория на проверки частных структур государственными контролирующими органами. За полтора года (2014 год и первое полугодие 2015 года) многие инспектора перешли в частный бизнес, и вернуть обратно на госслужбу нам удалось далеко не всех”, – сетует Чернега.

Однако еще во времена существования Госгорпромнадзора (после его ликвидации надзорные функции перешли к Гоструда), результаты проверок фиксировали, что практически каждый второй из работающих аттракционов эксплуатируется с нарушением нормативно-правовых актов по промбезопасности и охране труда.

Из года в год повторялись нарушения, когда не обученный персонал обслуживал аттракционы, а их владельцы не имели технической документации заводов-производителей (паспортов, положения по эксплуатации), необходимой для прохождения обязательных испытаний. Следовательно, вопросов по этим механизмам и прежде хватало.

Независимые эксперты считают, что новые правила не будут гарантировать безопасность детей во время развлечений на таких установках.

Как отмечает в беседе с “Апострофом” партнер Адвокатского бюро Гутгарца Екатерина Гутгарц, до сих пор эксплуатация аттракционов была возможна лишь при наличии разрешения органа по надзору труда при наличии актов о результатах технического осмотра со сроком давности не более 12 месяцев и акта о допуске аттракциона в эксплуатацию. Теперь неясно, какой будет периодичность их техосмотров при введении новшеств.

“В случае проверки или ЧП грамотный юрист сумеет обернуть ситуацию в пользу бизнеса”, – говорит Андрей Невадовский. Как результат – катание на каруселях станет настоящей рулеткой для родителей, без гарантий безопасности для здоровья и жизни малышей.

“Доказать, что именно владельцы аттракционов отвечают за их исправность и несут ответственность за них при любых несчастных случаях с детьми, было и раньше очень сложно. А при новой формулировке – станет практически нереально”, – считает юрист ЮФ “Макров и партнеры” Сергей Хавренчук, с которым беседовал “Апостроф”.

Наивно полагать, что упрощением не воспользуются недобросовестные предприниматели. Впереди – курортный сезон, и если регистрацию к этому времени переведут на декларативный принцип, количество несчастных случаев на аттракционах, скорее всего, возрастет. А в случае беды спросить будет не с кого. Вся ответственность за малышей, прыгающих на батутах и ездящих в паровозиках, ляжет на родителей.

innika