Соперничество пропагандистских проектов в конце нынешнего года показывает, что и 2018-й мы проведем в удушливой атмосфере информационной войны.
Россия запускает полноценное вещание телеканала Russia Today на все франкоязычные страны мира, а Лондон и Варшава демонстративно заключают соглашение о совместной борьбе с российской пропагандой — и это всего за пару дней до поездки главы британского МИД Бориса Джонсона в Москву. Информационная борьба в мире не ослабевает, а напротив, становится все жестче.
Как сообщает пресса, премьер Великобритании Тереза Мэй готовится объявить о совместном с Польшей проекте, целью которого является противодействие «российским информационным операциям» в регионе. Британцы вместе с поляками намерены укреплять возможности по противодействию российским «информационным операциям», а также софинансировать телеканал Belsat. Это старый польский информационный проект, ориентированный на жителей Белоруссии, которые, по мнению Варшавы, не получают достоверной информации из национальных медиа, подконтрольных режиму Александра Лукашенко.
Подписание соглашение произойдет во время визита Терезы Мэй в Польшу, где состоится ежегодный двусторонний саммит. Варшава сейчас всячески показывает, что она старается остаться самым верным союзником «англосаксонского мира» в Европе, продолжая, несмотря на президентство Дональда Трампа, ориентироваться в своей внешней политике на США, и несмотря на Brexit, на Великобританию.
Уровень этого сотрудничества подчеркивается уже тем, что вместе с Мэй в Польшу приедут главы МИД, Минфина, МВД и министр обороны. «Премьер готова одобрить укрепление польско-британского сотрудничества по противодействию российской дезинформации в регионе, в том числе через создание новых двусторонних проектов в области коммуникации. Британия выделит 5 млн фунтов стерлингов, Польша выделит столько же», — объясняют смысл «пропагандистского» проекта в канцелярии Мэй.
Все это происходит на фоне совсем недавней пикировки России и США, начавшейся после того, как от медиахолдинга Russia Today и информагентства Sputnik потребовали зарегистрироваться в качестве иностранных агентов, поскольку они, по версии американских властей, не являются медиа в классическом понимании этого слова. В ответ в России был принят закон, позволяющий называть зарубежные СМИ иностранными агентами, под действие которого сразу попали радио «Голос Америки» и «Свобода» с большинством своих дочерних проектов.
На этом, впрочем, дело не остановилось и сейчас в Госдуме идет дискуссия, надо ли заставлять иностранцев-иностранных агентов регистрировать юрлицо в России. Более того, обсуждается вопрос, нужно ли отдельным пунктом в законе приравнивать к СМИ частных лиц или достаточно будет весьма туманной формулировки, которую использовали в первом пакете поправок. Ведь она и так позволяет, при желании, записать в медиа-иностранные агенты даже неодушевленный предмет, не то что живого блогера.
В эти же дни Russia Today начала полноценное вещание на французском языке и с территории Франции — на весь остальной франкофонный мир. Специалисты по противодействию российской пропаганде в Европе сразу же забили тревогу. Некоторые французские общественные деятели российского происхождения выступили даже с предложением запретить вещание телеканала. Что, в принципе, звучит логично на фоне того, что во время майского визита во Францию Владимира Путина новый президент Эммануэль Макрон прямым текстом заявил, что Russia Today и Sputnik не были аккредитованы на его предвыборные акции в связи с тем, что не являются средствами массовой информации, а выступают в роли государственных пропагандистов.
Сейчас, впрочем, никто уже явно не станет немедленно запрещать вещание Russia Today c французской территории. Отношения между Москвой и Парижем если не наладились, то стали достаточно «ровными». Тем не менее, в России уже грозят ответными действиями.
Налицо новое пропагандистское обострение накануне нового года, которое явно продолжится в 2018-м. Информационные войны отнюдь не закончатся в ближайшее время, напротив, в новом году атмосфера будет становиться все более нетерпимой и удушливой, а настоящим журналистам будет все труднее работать с информацией.
Иван Преображенский