События последних дней в России объясняет многое из того, что происходит в последние годы в политике самой большой страны мира. Во время съемок сериала The Putin Interviews президент России продемонстрировал на своем "Айфоне" известному американскому режиссеру Оливеру Стоуну видео "операции российской армии в Сирии". Стоун понимающе вглядывался в экран телефона, кивал головой – верил и соглашался. Ведь президент хвалится военными успехами, в чем тут может быть подвох?
Во время съемок у маститого режиссера не появилось ни доли сомнения в том, что президент РФ мог обмануть. Скандал начался уже после демонстрации фильма по каналу Showtime. Как выяснила группа независимых расследователей Conflict Intelligence Team, мало того, что это была съемка операции американских войск против талибов в Афганистане, размещенная на сайте military.com, на видео Путина была изменена запись голосов – вместо американских пилотов были наложены голоса украинских пилотов во время атаки на позиции сепаратистов в районе Донецкого аэропорта.
В советской и российский военной истории было придумано много интересного для пропаганды “подвигов”, но этот скандал на самом высоком уровне – такого еще не было. В развитие истории Дмитрий Песков заявил, что запись Путину передал лично министр обороны Сергей Шойгу и поэтому никто не сомневается в ее подлинности: “В фильме американского режиссера Оливера Стоуна о Владимире Путине показаны реальные кадры операции российской авиации в Сирии. Могу подтвердить. Это действительно материалы нашего Министерства обороны. Министр обороны передал их президенту. Некая часть была продемонстрирована Оливеру Стоуну. Какие-либо сомнения неверны и неуместны”.
Трудно себе представить более чудовищную по своей глупости ситуацию и более всего труднее понять упорство, с которым окружение Путина пытается убедить общественность в том, что видео – не подделка. В день, когда разгорелся скандал, Сергей Шойгу попытался отвлечь внимание сообщениями о том, как российский Су-27 отогнал натовский F-16 от самолета министра обороны над Балтийским морем по пути в Калининград. Ситуация абсолютно штатная – подобное происходит часто, когда российские самолеты залетают в зону контроля ПВО стран НАТО. Однако с точки зрения пропаганды сообщение о рискованном полете Шойгу должно было сбить накал страстей из-за видео Путина.
На этом фоне почти незаметно промелькнула еще одна новость, связанная с Министерством обороны: 28 мая, как сообщили российские агентства, ударами российской авиации в районе сирийского города Ракка был уничтожен лидер “Исламского государства” Абу Бакр аль-Багдади. Пентагон сразу же выразил сомнение в очередном военном подвиге российских войск. Но только спустя три недели заместитель министра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов вынужден был заявить, что гибель аль-Багдади не подтверждается. После многочисленных сообщений о том, как российские пилоты уничтожают объекты ИГИЛ десятками за день, случай с аль-Багдади лишний раз подтверждает, что российская армия привычно хорошо воюет на словах, но на деле успехов почти нет.
Все боевые подвиги российской армии закончились в начале 20 века с разгромом Тихоокеанского флота во время русско-японской войны 1904-1905 годов, с тех пор Россия может похвалиться исключительно неудачами. К примеру, в Первую мировую войну, когда ее от полного разгрома спасли большевики, согласившиеся на Брестский мир. Создание Рабоче-крестьянской Красной армии совпало с гражданской войной, в которой она и была использована. Потом советская армия использовалась исключительно для агрессии в отношении соседей и оккупации чужих территорий. Даже во Вторую мировую войну, когда огромная западная помощь помогла СССР переломить ход войны и начать наступление, после перехода советской границы советская армия занялась обычным своим делом – оккупацией.
Традиции победного вранья в России положили начало именно большевики: в императорской армии, которой руководили представители аристократии, чтили понятия чести и достоинства. Большевики же превратили армию, как и всю страну, в один большой колхоз – в одном колхозе занимались сельским хозяйством, во втором производили некачественный ширпотреб, колхоз композиторов и ученых занимался откровенным воровством чужих достижений и произведений. В новосозданной Рабоче-крестьянской Красной армии поначалу было несколько сотен перешедших на сторону большевиков офицеров старой закваски – из царской армии. Но большинство из них в 1930-х годах репрессировали, многих расстреляли, а в военные училища и академии стали набирать “детей кухарок”.
Как и вся советская идеология, армия оказалась заложницей вечного вранья. Придуманные подвиги должны были укрепить в советских людях уверенность в том, что их армия на самом деле “самая могучая и непобедимая”, хотя это совершенно не отвечало действительности. Поражение советской армии в Афганистане в 1989 году стало одной причин распада СССР, но и это обстоятельство не остановило военачальников – они продолжали врать.
Возможно, у кого-то были ожидания и надежды на то, что новая российская армия станет иной, что там снова вспомнят об офицерской чести и достоинстве, подпорченные мародерством в гражданскую войну, “освобождением” Германии и в Афганистане, но Борис Ельцин продолжил традиции развала армии. Теперь армию использовали в качестве полицейской силы – для “восстановления конституционного строя” в Чечне. Кстати, в нарушение, собственно, Конституции РФ, запрещающей использовать вооруженные силы на своей территории.
После неудачной попытки российских спецслужб и чеченских коллаборантов 26 ноября 1994 года захватить Грозный, подавить чеченскую независимость было поручено министру обороны Павлу Грачеву, который хвастливо заявил, что он готов “навести порядок в республике за семьдесят два часа силами одного парашютно-десантного полка”. После разгрома российской армии в Грозном в январе 1995 года Грачев упорно выдавал себя за победителя: “Эти восемнадцатилетние юноши за Россию умирали, и умирали с улыбкой. Им нужно памятники ставить, а их порочат. Вот этот… Вот этот миротворец-депутат… (Сергей) Ковалев”. До Чечни генерал Грачев уже запятнал свой мундир в гражданском противостоянии в октябре 1993 года, когда танковыми орудиями в упор было расстреляно здание Верховного Совета РФ.
“Умирать с улыбкой” – фраза, продемонстрировавшая высшую степень лицемерия и пренебрежения жизнями солдат, стала показателем морального состояния российской армии. Для России с 1991 года начался новый отсчет истории, который на самом деле является простой хронологией. Качественно Россия осталась там же – в Советском Союзе, с остатками прежней идеологии и той же армией, которую в 1999 году опять бросили завоевывать Чечню, потом Грузию, Украину, Сирию. Министерство обороны РФ давно не соответствует своему наименованию, по сути являясь министерством оккупаций.
Вранье в российской армии стало частью победобесия – новой российской идеологии. В 1999 году, когда Путин начал вторую войну в Чечне, пропагандой “подвигов и успехов” занимались целых шесть (!) ведомств – от Министерства обороны до Администрации президента. Главным пропагандистом был назначен полковник ФСБ Илья Шабалкин, придумывавший сказочные истории о найденных в чеченских горах чертежах атомной подводной лодки “Курск”, затонувшей в водах Баренцева моря в 2000 году, и “боингов” которые атаковали Нью-Йорк в 2001 году. Это наиболее яркие сказки, в которые иностранные журналисты должны были поверить. За время Путина при власти журналистов в России уже почти не осталось, большинство переквалифицировались в пропагандистов – они были обязаны верить во все, даже самые невероятные истории, и передавать слово в слово все вранье.
Отдельной строкой “боевой славы” российской армии была занесена пятидневная война в Грузии в 2008 году, когда 120-тысячная 58-я армия вошла в страну, где собственной армии было всего 35 тысяч солдат и офицеров. Враньем были три тысячи “мирно спящих жители Цхинвали”. Согласно официальной версии, российская армия “принуждала к миру”, нанеся 292 ракетно-бомбовых удара по всей территории Грузии. Даже по Аджарии, находящейся от Цхинвали в 400 километрах. Российские военные не скрываясь занимались мародерствам в то время, когда российские дипломаты продолжали врать о “мирно спящих”, и ничего не говорили о разбомбленном монастыре Никози, о том, как они обманом вывозили этнических русских из Зугдиди, называя их “пострадавшими от грузин”, как грабили колбасные склады фирмы “Никора”.
А потом – Украина, и опять тотальное вранье. Затем – Сирия, и в этом случае вранье уже изысканное, поскольку проверить сказанное россиянами часто невозможно, а это значит, что можно говорить о десятках ежедневно уничтоженных объектах ИГИЛ. Российские СМИ стали заполнять героические истории, как российские солдаты спасают сирийских детей, но одновременно сирийские правозащитники кричат на весь мир о гибели большого количества детей под российскими бомбами.
Путин 17 лет назад взял под контроль СМИ – для того, чтобы вернуть им то предназначение, которое они имела не только в советское время, но и с появлением первой русской пропаганды – газеты “Санкт-Петербургские ведомости, которую издавал лично Петр Первый.
Но российское вранье об Украине дало обратный эффект – пропаганде стали меньше верить, отдача за постоянную ложь в течение многих лет и последние четыре года особенно снизилась настолько, что спасение своей репутации Путин увидел в продажных иностранцах. Одному паспорт и квартиру, второму – деньги и карт-бланш в съемке сериала. И, кажется, Путин все это время уделял больше внимания Оливеру Стоуну, чем российским проблемам. Это была отчаянная попытка Путина хотя бы как-то себя реабилитировать, каким-то образом убедить разочаровавшееся население России в том, что он по-прежнему вождь и та самая “сильная рука”, о которой так мечтали россияне. Но и тут он умудрился опростоволоситься. Что тут скажешь – какая страна, такой и президент.