"Исламский экстремизм" - надуманная угроза, часто используемая властями стран Центральной Азии для подавления оппозиции.
Участники прошедшего в Казахстане заседания Совета глав государств СНГ договорились о возможности формирования совместных сил по обороне границ стран-участниц Содружества в случае возникновения кризисной ситуации.
В переговорах на курорте Бурабай в 250 километрах от Астаны участвовали президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.
Молдавию на саммите представлял замминистра иностранных дел, Туркмению – вице-премьер, Украину – временный поверенный в делах Украины в Казахстане.
Российские базы
В общей сложности участники саммита подписали более десятка документов, включая заявление о борьбе с международным терроризмом и концепцию военного сотрудничества до 2020 года.
Последний эксперты называют ключевым в повестке дня российской делегации.
Россия пытается распространить свое военное присутствие в некоторых частях постсоветского пространства, и эта концепция полностью соответствует политическому курсу страны.
Любопытно, что подписание документа состоялось в Центральной Азии. Именно в этом регионе в последнее время Россия наращивает военное присутствие особенно интенсивно.
Россия подписала договор с Таджикистаном и Киргизией о продлении срока действия российских военных баз в этих странах до 2042 и 2032 года соответственно. Москва также заявила об увеличении своего военного контингента в Таджикистане с 5900 до 9000 военных к 2020 году. База в Таджикистане – самая большая из российских баз вне границ России.
Россия также намерена к 2016 году обновить авиацию на военно-воздушной базе в Киргизии. Туда уже направлены более десяти новых усовершенствованных истребителей СУ-25, которые заменят старые самолеты.
Обновляется и другая техника: грузовой транспорт, бронетехника, беспилотники.
Командование Центрального военного округа, в ведомстве которого находятся российские базы в Центральной Азии, заявило, что на авиабазу Авни в Таджикистане будет направлена вертолетная группа для усиления 201-й российской военной базы в Таджикистане. Москва пыталась получить доступ на этот аэродром с 2004 года.
Также Россия обещала предоставить Киргизии военную помощь в размере 1 млрд долларов. Таджикистан также получает помощь от России, но точные суммы в этом случае неизвестны.
Сдержать врага
Россия все чаще проводит учения как отдельно на своих военных базах в регионе так и совместно с вооруженными силами стран Центральной Азии.
По мнению военного аналитика Александра Гольца, в ходе таких учений Россия не только проверяет боеспособность своей армии, но и выстраивает взаимоотношения с лидерами стран-партнеров.
В таких учениях прорабатывается сценарий быстрого решения по вводу войск на политическом уровне, утверждает он.
Москва оправдывает наращивание своего присутствия тем, что над Россией и странами Центральной Азии висит угроза, исходящая от Афганистана и его соседей.
Владимир Путин заявил на заседании Совета глав государств СНГ, что ситуация а Афганистане “близка к критической”. “Террористы разных мастей набирают всё больше влияния и не скрывают планов по дальнейшей экспансии. Одна из их целей – прорваться в Центрально-Азиатский регион”.
Владимир Путин также заявил, что на стороне ИГИЛ воюют от пяти до семи тысяч выходцев из России и стран СНГ, которые могут представлять серьезную угрозу своим странам.
Недавние столкновения в Кундузе, на афгано-таджикской границе, лишь подкрепляют эти опасения.
Александр Гольц утверждает, что проникновение боевиков в Центральную Азию – это вопрос времени, и дислоцированные там российские войска необходимы для того, чтобы сдерживать ситуацию до прибытия основных сил.
Однако важно отметить, что талибы в свое время не выказывали намерений нападать на своих северных соседей, хотя в 1990-х годах контролировали большую часть границ с Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном. А Центрально-азиатские группировки, которые присоединились к талибам, такие как, например, “Исламское движение Узбекистана”, практически не пользуются поддержкой местного населения.
Раскол в СНГ?
Эрика Марат из департамента по делам международной безопасности при Национальном университете обороны в США полагает, что “исламский экстремизм” – надуманная угроза, часто используемая властями стран Центральной Азии для подавления оппозиции.
Концепция военного взаимодействия, которую приняли на саммите в Казахстане, может означать, что российское влияние в регионе укрепится еще больше, так как Россия – самая влиятельная страна в составе СНГ с самой большой армией.
Однако в ходе обсуждения договора стало очевидным и то, что поддержка России среди других членов СНГ не такая уж безоговорочная.
Россия не скрывает разочарования тем, что Узбекистан и Туркмения соблюдают дистанцию, когда речь заходит о военном сотрудничестве.
Более того, в вопросах военной помощи Узбекистан скорее сближается с США, чем с Россией. В рамках специальной программы Пентагон поставил в Узбекистан 300 бронемашин общей стоимостью 180 миллионов долларов.
Другие страны, входящие в организацию, тоже очень осторожны в вопросах военного сближения с Россией, например, Молдавия и Украина. Последняя вообще официально объявила Россию своим врагом.
Лидеры этих стран проигнорировали саммит. Аналитики считают, что низкий уровень представительства на саммите показывает их отношение к сотрудничеству в рамках СНГ, в особенности военному.
И все же подписание в Астане единой концепции можно считать большим достижением для Москвы.