Идея построения стены, которая бы оградила Украину от агрессивного соседа, впервые была озвучена руководителем Днепропетровской ОГА Игорем Коломойским.
Как писали И.Ильф и Е.Петров в своем бессмертном произведении «12 стульев», предложение Игоря Валерьевича долго не рождала спрос и обсуждалась в основном в социальных сетях.
Но уже в конце сезона отпусков о «Стене» вспомнили на самом высоком уровне.
Уже 3 сентября СМИ массово сообщили о том, что власть Украины начинает строительство сооружений на границе с Россией в рамках проекта “Стена”.
Об этом заявил премьер-министр Арсений Яценюк. “Мы начинаем проект “Стена”. Это строительство реальной государственной границы между Украиной и Российской Федерацией”, – сказал Яценюк.
Между тем, премьер-министр не уточнил, что именно будет сделано по данному проекту и сроки его реализации.
5 сентября страница Правительственного портала в социальной сети Facebook обновил раздел, посвященный проекту «Стена».
В разъяснительному тексте читаем:
Основными элементами обустройства государственной границы будут: на сухопутном участке – это сплошные рвы, ширина рва будет не менее 4-х метров и глубина 2 метра, это контрольно-следовые полосы, земляные и бетонные рвы, рокадные дороги, разнообразные системы оптико-электронного наблюдения, башни, электронно-сигнализационные комплексы и разнообразные фортификационные сооружения, которые будут препятствовать движению транспортных средств и автомобилей с территории Российской Федерации.
На морском участке единая система оптико-электронного наблюдения а также фортификационные сооружения, которые не допустят осуществления беспрепятственной высадки с моря на сухопутном участке территории Украины.
Уже 10 сентября на заседании правительства Арсений Петрович уточняет: “Линия Маннергейма или проект “Стена”- это оборонительные вкрапления, которые надо строить дешево и быстро”
На следующий день однопартийца поддержал и Александр Турчинов. В интервью от 11 сентября журналу «Фокус» он заявил: «… нашему государству необходимо … создать вдоль границы с Российской Федерацией рубеж активной обороны».
Удовлетворены чиновники многочисленных силовых структур и ведомств. В рамках утвержденного Кабмином проекта “Стена” обустройству и укреплению подлежат 2 тыс. 295 км Украина-российской границы. Смета проекта и сроки сооружения пока неизвестны, но пограничники говорят о нескольких миллиардах гривен.
“Мы намерены обращаться к соседям – Европе. Там должны понять, что Украина – это восточная граница ЕС, и они должны вкладывать в нее соответствующие деньги”, – сказал первый заместитель председателя Госпогранслужбы Павел Шишолин.
Хотя бы не лишились чувств кабинетные генералы на радостях от ожидания грандиозного распыления средств – как домашних, так и европейских.
Одновременно на Банковой хоть и не отвергают саму идею проекта, но смотрят на сроки его воплощения более скептически, чем на Грушевского.
«На реализацию проекта обустройства государственной границы с Россией «Стена» уйдут годы», – об этом заявил советник Президента Олег Медведев
««Стена»- это такой образ, но это не означает, что всю эту фортификационную махину можно будет построить за неделю или за два”, – сказал Медведев.
“Мы все теперь знаем откуда исходит военная угроза Украине. По состоянию на первое марта этого года, наша военная доктрина предусматривала, что на нас нападет агрессивный блок НАТО с Запада, а оказалось, что с Востока напала миролюбивая Россия».
Еще меньше оптимизма имеют эксперты.
“Во времена кризиса такие проекты имеют скорее психологическое значение, чем военно-техническое, – рассказал нам военный эксперт Владимир Горбач. – Понятно, что вражеская армия при желании и соответствующем техобеспечении любые рвы и стены может преодолеть. Но это задерживает маневренность врага, затрудняет его работу, и позволит ВСУ сконцентрироваться на конкретном направлении”.
В свою очередь директор Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов добавляет, что видит в “Стене” еще и политическую целесообразность: “Это покажет, что такое РФ, если соседу пришлось стеной отгородиться”.
Впрочем, объективная возможность в ближайшее время демаркировать и укрепить границу с Россией отсутствует. В частности, в Донецкой и Луганской областях правительственный проект “Стена” может провалиться. Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский отмечает, что даже в случае возведения защитного барьера на контролируемых участках границы через “дыры” границы на Донбассе, которые контролируют сепаратисты, из России будет продолжать поступать оружие, а также прибывать наемники.
“Это могло иметь смысл, если бы другая сторона придерживалась цивилизованного режима, однако, когда конфликт межгосударственный, стена на границе не поможет”, – убежден Н.Сунгуровский.
Эксперт советует правительству тщательно взвесить все затраты на возведение фортификационного укрепления кодона с восточной соседкой, ведь капиталовложения могут и не оправдаться.
“Стена остановит только сухопутные силы, однако ненадолго. А переброске оружия, живой силы воздухом не помешает. Также этот шаг не остановит информационные и экономические атаки. Поэтому даже не стоит начинать этот проект, особенно в условиях ограниченного финансового ресурса государства”, – считает директор военных программ Центра Разумкова.
Политтехнолог, эксперт в сфере стратегических коммуникаций Денис Богуш не исключает, что инициатива правительства по возведению укрепления на границе с Россией является элементом информационной войны и, скорее всего, “Стена” так и не будет возведена.
“Это больше похоже на PR-компанию Яценюка, чем на реальный проект. Возможно, его и начнут, возведут какую-то часть, чтобы грибники не заблудились, а потом разворуют деньги. На этом все и закончится”, – предполагает Богуш. При этом эксперт отмечает, что Украине нужна хотя бы четкая демаркация на всех участках границы с РФ.
В истории человечества было немало попыток отгородиться от соседей или захватчиков стеной, однако большинство из них были неудачными, предостерегает историк, старший научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований имени Ивана Кураса НАН Украины Владислав Гриневич: “Единственный успешный пример – Великая Китайская стена. Большинство других были неудачными. Линия Мажино – система укреплений Франции на границе с Германией – никак не помогла французам. Легендарная Линия Маннергейма не остановила Красную армию. Поэтому, с исторической точки зрения, стена на границе – неэффективный способ остановить военную агрессию”.
Впрочем, по словам историка, есть примеры, когда укрепление границы срабатывает, хотя и в других целях. В частности, он приводит пример Израиля или Американо-мексиканскую стену, которая предназначена для предупреждения потоков контрабандных товаров или нелегальных мигрантов. “И в США, и в Израиле стены символические. Вооруженные силы они не остановят”, – отмечает директор военных программ Центра Разумкова Н.Сунгуровский.
Эксперты советуют украинскому правительству искать другие, менее затратные и более эффективные путей охраны и защиты государственной границы.
Теперь немного об источниках и объемах финансирования исторического проекта.
Как мы помним, ранее отгородиться от России стеной предлагал Днепропетровский губернатор, бизнесмен Игорь Коломойский. По его подсчетам, Украина это должно было стоить 100 миллионов евро.
Несмотря на это, уже сейчас понятно, что на реализацию этого проекта в полной мере у украинскго правительства не хватит средств. И просить их будут у европейских партнеров на донорской конференции. “На начальном этапе у нас свои деньги есть”, – уверяет глава украинского правительства Арсений Яценюк.
США уже заявили о готовности подключиться к украинской “Стене” и предоставят пограничникам 2,5 тыс. катушек колючей проволоки на сумму $435 тыс.
Так что «Стена» – это длительный и дорогостоящий проект, относительно эффективности которого у экспертов возникают большие сомнения. Помимо всего прочего, в связи с так называемыми «минскими» договоренностями, возникает вопрос: где Правительство собирается строить «Стену», на какой границе? На существующей государственной границе или на границе с теми территориями, которые некоторые наши государственные мужи, ради краткосрочных политических целей, готовы «временно ампутировать»?
Неужели не существует альтернативных «Стене» способов защититься от московских аппетитов?
В то же время, эксперты и волонтеры утверждают: в войсках, сдерживающих оккупантов на востоке, вопиюще не хватает новой боевой техники и тяжелого, высокоточного оружия.
БТР-4, которые так красиво ехали по Крещатику в День Независимости, – это остатки т.н. «Иракского заказ».
С прошлой недели на страже Харьковского неба стоит «модерновый» зенитно-ракетный комплекс, взятый на вооружение в 50-е годы прошлого (!) века.
Неужели средства военного бюджета, донорские взносы и прямые заимствования нельзя использовать для закупки новейшего вооружения? Причем заказ нужно размещать не на заводах агрессора – КАМАЗе и УралАЗ и не на итальянских заводах IVECO. Деньги – кровь экономики, если питают отечественную, а не чужую экономику.
Эффективный путь защиты всей страны был недавно предложен Юлией Тимошенко и партией «Батькивщина»: вместо того, чтобы пытаться самостоятельно противостоять военной машине, выросшей на нефте- и газо-долларах, нужно срочно изменить Закон Украины «Об основных принципах внутренней и внешней политики», отказаться от указанного в нем внеблокового статуса, подать заявку на вступление в Североатлантический Альянс и провести общегосударственный референдум, чтобы получить этому вступлению всенародную поддержку.
Стоит напомнить, что НАТО является «агрессивным блоком» только в больном воображении кремлевских хозяев и их холопов, одурманенных московским лже-ТВ.
Опыт выполнения странами Восточной Европы условий членства в НАТО, их дальнейшее ускоренное шествие к членству в ЕС должны стать хорошим примером и ярким ориентиром для Украины, которая сбросила промосковский режим Януковича и стремится вернуться к своей европейской семье.
Олекса Янів