Политические новости

10 провалов премьерства Арсения Яценюка

Доллар по 15 гривен, газ по прежней цене, экономическая потеря Крыма и медленно идущие реформы — что так и не удалось пока Яценюку

За 10 месяцев пребывания в должности премьер-министра Арсений Яценюк раздал достаточное количество обещаний и предложил целую масштабную программу реформ. Вслед за анализом невыполненных планов главы государства Петра Порошенко, “Сегодня.ua” решило вспомнить, что же так и не сделал действующий — и, вероятно, будущий глава Кабинета министров.

1. ДОЛЛАР. “Для украинской экономики приемлемый курс – на уровне 12 грн. Выше мы не можем выдержать. И поэтому все, что нужно сделать от правительства, – мы делаем. Я готов оказать полную поддержку Национальному банку Украины. Главное – стабилизация ситуации на валютном рынке… Я убежден, что Национальному банку хватит профессионализма, чтобы стабилизировать ситуацию. Нужны быстрые и эффективные решения”, – заявил в конце августа на заседании Кабмина Яценюк.

На данный момент официальный курс американской валюты превысил 15 гривен по курсу Национального банка (достигнув не так давно исторического максимума — 15,77), а в обменных пунктах за “баксы” просят и все 16. При этом достать валюту в розничной продаже практически не возможно — люди записываются в очереди, а в центре Киева вновь во всю процветают “барыги” и “менялы”.

2. ГАЗ. Несмотря на неоднократные попытки провести успешные газовые переговоры, фактически цена на “голубое” топливо на протяжении всего премьерства Яценюка оставалась неизменной.

Последняя надежда, как заверил совсем недавно премьер, – решение стокгольмского суда.

“Сначала была цена $500. Потом они говорили о том, что дадут нам какую-то временную скидку. Потом — $385. Сейчас, в связи с тем, что мы привязались к цене на нефть, в этом квартале (цена на газ) будет $376. Со следующего года, первый квартал — $365, а по решению (Стокгольмского) суда будет еще дешевле”, — сказал Яценюк в эфире программы “Шустер Live” на Первом национальном телеканале в пятницу вечером.

В июне, напомним, “Газпром” принял решение перевести Украину на предоплату, после чего украинская компания “Нафтогаз” обратилась в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотреть условия контракта. Украинская сторона потребовала снизить цены на газ, а также выплатить $6 млрд “переплаты” за газ, который поставлялся в течение последних четырех лет. В свою очередь, “Газпром” подал иск о взыскании долгов на сумму $4,5 млрд.

Пока стороны нашли лишь временное решение на период зимы — Россия, Украина и Еврокомиссия в ночь на 31 октября подписали трехсторонний протокол, зафиксировав договоренности по зимнему газовому плану. План предполагает возобновление поставок российского газа Украине и обеспечение бесперебойного транзита в Европу зимой — до 31 марта 2015 года.

3. ПРОВЕРКИ БИЗНЕСА. “В стране должна быть создана Служба финансовых расследований. Налоговая милиция должна быть ликвидирована”, – заявил премьер-министр 25 марта на заседании Кабинета министров. Одновременно с заявлением Яценюк поручил подготовить необходимые документы для создания Службы финансовых расследований.

Спустя 8 месяцев Служба финансовых расследований так и не была создана, а Налоговая милиция успешно продолжает “кошмарить” бизнес.

4. VIP-ПЕНСИИ. “Мы намерены ввести дополнительный налог на те пенсии, сумма которых превышает 10 тысяч гривен. Это пенсии прокуроров, судей, работников правоохранительных органов”, – пообещал Яценюк еще в марте, представляя свою программу реформ.

Однако, соответствующего законопроекта принято так и не было. И хотя, действительно, внесенные осенью поправки в бюджет заставили несколько “подзатянуть пояса” чиновников, которые лишились части надбавок и льгот, в отношении VIP-пенсионеров этого сделано так и не было.

При этом правительство с 1 декабря намерено прекратить выплаты пенсий жителям Донецкой и Луганской областей, которые так и не покинули оккупированные боевиками территории.

5. ДОНБАСС. В начале сентября Кабмином было создано Государственное агентство по восстановлению Донбасса, которое возглавил на тот момент первый заместитель председателя Донецкой ОГА Сергея Таруты Андрей Николаенко. Одновременно с этим органом в структуре правительства должен был появиться и другой, также отвечающий за судьбу жителей восточных регионов — Агентство по делам временных переселенцев.

Однако, несмотря на то, что формально, на бумаге, оба агентства появились, окончательное их формирование так и не было завершено, и они не смогли приступить к системной работе. Месяц спустя Николаенко оставил свой пост в связи с принятием закона о люстрации — во времена Януковича он занимал пост губернатора Кировоградской области, а следовательно, по новому закону, не мог претендовать на госдолжность.

Конкурсы на посты руководителей обоих агентств продолжаются.

6. КРЫМ. “Мы осознаем то, что Российская Федерация имеет свои интересы, но мы также осознаем и обращаемся к России: вы не имеете права преследуя свои интересы, нарушать наши… И более того никаких оснований, подчеркиваю, никаких оснований для применения силы против украинцев и против мирных граждан Украины для введения российского военного контингента не было, нет и не будет, и за эти действия также нужно будет заплатить цену. Крым никто никому не отдаст… За все нужно будет нести ответственность в украинских и международных судах”, – заявил Яценюк 3 марта на брифинге, после встречи с министром иностранных дел Великобритании Уильямом Хейгом.

За этот период времени с молчаливого попустительства украинских властей, Россия фактически интегрировала Крым в свое политическое и экономическое пространство, раздав крымчанам свои паспорта, сформировав собственные органы исполнительной власти, проведя выборы в законодательные органы и введя рубль как единственную расчетную валюту на полуострове.

Примечательно, что несмотря на громкие заявления Кабмина Яценюка, за 8 месяцев так и не было сформирован орган, отвечающий за оккупированный полуостров.

7. РЕФОРМЫ И ЕС. “В каждом министерстве теперь будет специалист из ЕС, который будет помогать Украине выполнять соглашение между Украиной и ЕС и приближать нас к Евросоюзу” – об этом Яценюк заявил на заседании Кабмина 27 мая этого года.

В итоге в министерствах не только не появилось европейских специалистов, но и приближение Украины к ЕС отложили, как минимум, на год.

Надо заметить, что это далеко не первая из реформ, которую предложил Яценюк,
и которая так и не воплотилась в жизнь. Сходная судьба, скажем, постигла обещанную Кабмином реформу НАК “Нафтогаз”, – однако, компания и по сей день осается газовым монополистом.

8. ПОСАДКИ ЧИНОВНИКОВ. “Правительство приняло жесткие меры в борьбе с преступностью, бандитизмом и, в частности, организованной коррупцией… И уверен, Арсен Борисович, что МВД будет и дальше работать над тем, чтобы привлечь к ответственности бывших чиновников. И отдельно отмечу, чтобы привлечь к ответственности сегодняшних новых чиновников. Никаких политических цветов. Документирование, аресты и передача материалов в суд, будь то чиновники прошлой власти или это сегодняшняя власть, чем быстрее и эффективнее будет работать правоохранительная система – тем больше шансов у нас не просто поломать коррупцию, но еще и бюджет наполнить и обеспечить соответствующие социальные стандарты, и самое главное – очистить власть от этой заразы, которая живет в украинской политической системе последние 20 лет” – об этом премьер-министр заявил 23 марта на заседании правительства.

За 9 месяцев работы Кабмина украинское общество не увидело не только громких расследований по линии МВД, но и посадок чиновников, как бывшей, так и нынешней власти.

Возможно, все дело в подследственности, ведь не всеми уголовными делами может заниматься МВД, часть дел о коррупционных действиях может расследовать исключительно прокуратура.

9. НЕ КАК ЮЛЯ. “Мы знаем друг друга уже 16 лет. Мы будем говорить в унисон, разделять нашу ответственность и никому не позволим повторить негативный опыт после 2005 года. Я верю, что Порошенко видит это так же. Это последний шанс для нашей страны” – рассказал он в начале июня изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Ни говорить в унисон, не разделять ответственность ни у президента, ни у премьера пока не получилось. Непомерные амбиции и Яценюка и Порошенко, открыто еще не вылезли в публичную плоскость, но первые сигналы украинское общество увидело в формировании будущего Кабмина и коалиции. Четвертую неделю стороны, на фоне ухудшающейся экономики и фактической войны, делят портфели в исполнительной.

10. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ. “В правительстве мы ввели специальную должность вице-премьера, главная задача которого – децентрализация власти. Эта масштабная реформа при сохранении единства и унитарности Украины, которая передает на места, в области, города и районы широчайший объем полномочий и денежных ресурсов, необходимых для развития регионов. В первую очередь это коснется охраны здоровья, коммунальной сферы. Появится муниципальная милиция. Местная специфика будет учитываться в вопросах образования, культуры, истории и ее героев. Все нововведения, связаны с децентрализацией власти, будут отображены в новой Конституции. Конституцию мы должны писать вместе” – с таким заявлением премьер-министр обратился 18 марта к гражданам Украины.

За 9 месяцев никакой полномасштабной децентрализации в Украине так и не началось. Комментируя “Сегодня” итоги пяти месяцев работы Кабмина политолог Владимир Фесенко отметил, что “несмотря на написанную командой Гройсмана реформу по децентрализации, она не запущена”.

kuznecov