Политические новости

Длинная партия с неизвестным финалом: Зачем Порошенко особый статус Донбасса

Президент Украины лично, в стиле Януковича, продавил в парламенте особый статус для оккупированных районов в Донбассе и амнистию сепаратистов. Зачем?

Президент Украины Петр Порошенко вчера, 16 сентября, в буквальном смысле заставил Верховную Раду выполнять план перемирия в российско-украинской войне и свои договоренности с Путиным, за что попал под шквал критики и оппонентов, и сторонников. С одной стороны – президента справедливо критиковали за сокрытие от общества реальной ситуации в зоне боевых действий и в армии, за сомнительную процедуру и трюки с выключенным таблом и закрытым голосованием в Раде. С другой – конкуренты Порошенко активно пиарились, используя подаренный предвыборный повод.

Источник ЛІГАБізнесІнформ в Администрации президента уверяет, что закон об особом порядке самоуправления в некоторых районах Донбасса и амнистия имеют тот же вес, что и соглашение в Минске. “Это рамочное решение”, – говорят на Банковой и добавляют, что “самое интересное еще впереди”.

Особый порядок

“Эти законы необходимо принять. Если этого не сделать – война продолжится и в этом будет виноват каждый из вас лично”, – заявил президент, выступая перед депутатами на закрытом заседании и представляя законы об амнистии и об особом порядке в оккупированных районах Донбасса. Как утверждают участники заседания, глава государства дал понять депутатам, что Украина на пороге большой войны с Россией, на которую нет ресурсов – уничтожена половина бронетехники, которая была на ходу.

Депутаты по-разному оценили аргументы Порошенко. “Накануне было несколько раундов переговоров с лидерами фракций. Они продолжились в парламенте после отказа депутатов проводить заседание в закрытом режиме. Каким образом президент убедил лидеров фракций – не знаю”, – рассказал ЛІГАБізнесІнформ один из депутатов, добавив, что в итоге “голосовали все, кроме части депутатов Батькивщины и Свободы”. В целом голоса за амнистию и особый порядок дали 265 депутатов из числа членов УДАРа, Батькивщины, Партии регионов и других политических групп и объединений.

Депутат Инна Богословская выходила из сессионного зала, не скрывая эмоций. “Это какое-то бл…ство”, – бросила она, заявив, что не голосовала. С таким же настроением покидали зал депутаты Свободы и соратники Юлии Тимошенко из фракции Батькивщина, большая часть которых – кроме людей Арсения Яценюка, Александра Турчинова и людей президента – не голосовала. Одни депутаты жаловались, что им не позволили вносить правки в законы. Другие – обвиняли Порошенко в фальсификации голосования.

Кандидаты в депутаты ловили журналистов в кулуарах и по 30-40 минут убеждали: голосование за амнистию и особый порядок в нескольких районах Донбасса – “это сдача нациальных интересов”. Сравнивали Порошенко с Януковичем, грозили скорой революцией и обещали ее возглавить. Но никто не предлагал альтернативного плана действий в войне с Россией.

“Суки, хватит страну разваливать! Пусть прекращают заниматься предвыборной х…й! – срываясь на крик, бросил один из соратников Порошенко. – Если так хотят воевать – пусть берут оружие и едут в Донбасс”. При этом сторонники президента забывают, что сами инициировали досрочные выборы в парламент.

Говоря о статусе оккупированных районов, даже в команде Порошенко не верят, что это остановит войну. “Мира не будет. Скоро навоюемся еще. Но благодаря сегодняшнему решению, мы получили примерно месяц передышки. Сейчас у нас нет ни техники, ни достаточной авиации. Нужно больше времени”, – сказал один из депутатов, голосовавших за законы по Донбассу.

Если мир в Донбассе окажется прочнее, чем думают политики, в течение трех лет оккупированные Россией районы будут пользоваться особыми правами – получат возможность полностью распоряжаться собранными налогами, выбирать любую власть и создавать свои вооруженные органы правопорядка. Финансирование особых районов из госбюджета – отдельный вопрос. Цифры нигде не прописаны и нет даже алгоритма, по которому эти суммы могут быть согласованы. Другими словами, для того, чтобы особых статус районов заработал по-настоящему, нужны дополнительные законы и решения. Пока все принятые решения – декларация о намерениях.

Планы Банковой

“Законы – рамочное решение. Наполнение плана реальным содержимым зависит от событий за пределами Украины”, – говорит собеседник ЛІГАБізнесІнформ в Администрации президента. Деталей во власти стремятся не раскрывать, боясь нарушить переговорный процесс. “Самое интересное нас ждет впереди. Мяч на поле Москвы. Россия будет вынуждена объяснять, почему она продолжает войну. И пока думает как – мы будем готовиться”, – добавляет собеседник.

В дипломатических кругах говорят, что речь может идти о глобальном плане усмирения путинской России. “Переговоры тройки (США-Евросоюз-РФ) продолжаются. На одной чаше весов – вероятность новой войны в Украине и газовый шантаж Европы со стороны РФ. На другой – падение цены на нефть, обвал рубля и серьезные проблемы для российской экономики в перспективе. Все стороны не доверяют друг другу. В итоге это все выглядит как длинная партия с неизвестным финалом”, – говорит собеседник.

В команде президента добавляют, что на фоне противостояния Запада и России задача Украины – воспользоваться шансом и навсегда вырваться из орбиты кремлевского влияния. “Где мы не можем силой – действуем политическими инструментами. А законы, кстати, можно не только принимать, но и отменять. Это касается всего перечня уступок, в том числе отсрочки ЗСТ, на которой настаивали западные союзники. И с их стороны это не сдача интересов Украины, а попытка зафиксировать неизбежное с минимальными имиджевыми потерями для России”, – говорят люди из окружения президента.

В целом, судя по настроениям во власти, надежда выйти победителем есть – но не в локальной схватке, а в итоговом противостоянии. Солидные резервы Кремля позволяют играть в длинную игру в Украине, но возможности ответных действий против Запада ограничиваются санкциями против собственных граждан. Запад в этом плане на порядки крепче и в перспективе может обрушить экономику РФ усилением санкций. Краеугольный камень конфликта с неизвестной судьбой – Украина.

“Шанс победить остается”, – говорят на Банковой. Но далеко не заглядывают: “Что будет дальше? Да на самом деле никто не знает”.

regional