Это психология запугивания: пока нет ответных ударов, хулиган и задира будет продолжать помыкать слабаками.
Когда возникает зуд, человек начинает чесаться. Иногда это вызвано раздражением. Именно так Китай и Россия воспринимают последние действия США вблизи своих границ. И именно этим объясняются опасные облеты американских боевых самолетов и кораблей китайской и российской авиацией. Но выяснить основополагающие мотивы таких действий, а также то, кто здесь прав, — немного сложнее.
Этот вопрос выходит на первый план на этой неделе, когда президент Обама прибудет с визитом в Японию и Вьетнам, которые серьезно обеспокоены территориальной экспансией Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. На прошлой неделе пара китайских истребителей J-11 пролетела в 15 метрах от разведывательного самолета ВМС США EP-3, когда тот совершал полет над Южно-Китайским морем, где Пекин укрупняет острова и возводит на них взлетно-посадочные полосы.
«Американские самолеты постоянно проникают в прибрежные воды Китая, проводя там разведку, что создает серьезную угрозу безопасности КНР в море и в воздухе», — заявил в четверг репортерам пресс-секретарь китайского Министерства иностранных дел Хун Лэй (Hong Lei).
Пентагон в тот же день опроверг это обвинение. «Насколько я понимаю, это произошло в международном воздушном пространстве над Южно-Китайским морем, — сказал о случившемся 17 мая инциденте официальный представитель Пентагона Питер Кук (Peter Cook). — И мы будем продолжать летать, плавать и действовать везде, где это разрешает международное право».
Аналогичные опасные облеты за последний год совершают и российские самолеты, и делается это с тех пор, как российский президент Владимир Путин захватил земли у соседней Украины и начал нервировать европейских соседей, разжигая военную истерию. 14 апреля истребитель Су-27 совершил фигуру пилотажа «бочка» (это тип штопора, но горизонтального) в восьми метрах от разведывательного самолета американских ВВС RC-135 в небе над Балтийским морем, о чем сообщил Пентагон. 11 и 12 апреля российские истребители Су-24 совершили облет американского военного корабля «Дональд Кук» в том же Балтийском море, а один из них подлетел на расстояние 25 метров к этому эсминцу УРО.
«Мы глубоко озабочены небезопасными и непрофессиональными воздушными маневрами русских, — заявил об этих облетах представитель ВМС США. — Эти действия могут безо всякой на то необходимости привести к эскалации напряженности между двумя странами из-за просчета или какой-то случайности, которые способны закончиться гибелью или ранениями людей».
Такая воздушная игра на нервах вызывает серьезную обеспокоенность, особенно из-за того, что ее ведут две ядерные державы. Некоторые эксперты считают, что здесь нет ничего особенного; другие же полагают, что это свидетельствует о готовности иностранных держав хамить Соединенным Штатам. «Надо ждать продолжения такого рода действий вплоть до дня инаугурации в 2017 году», — сказал генерал-лейтенант ВВС в отставке Дэвид Дептула (David Deptula), который разрабатывал планы воздушной войны против Ирака в 1991 году и руководил авиационными ударами по Афганистану после терактов 11 сентября.
«У Путина в лучшем случае в рукаве пара валетов, но он знает, что президент Обама уступит в случае демонстрации силы, — говорит Дептула, налетавший более 400 часов в боевых условиях, главным образом на самолетах F-15. — То же самое и с китайским руководителем Си Цзиньпином. По сути дела, это психология запугивания: пока нет ответных ударов, хулиган и задира будет продолжать помыкать слабаками».
Военный аналитик Энтони Кордесман (Anthony H. Cordesman), работающий в Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies), смотрит на это иначе, называя всплеск такой агрессивности в воздухе «чистым совпадением». Это часть обычных приливов и отливов в отношениях между соперниками на международной арене, говорит он, и такое не раз бывало между США и Советским Союзом в годы холодной войны.
В попытке удержать напряженность под контролем кое-кто заявляет, что такие рискованные действия летчики совершают по своей собственной инициативе, без официального разрешения. Кордесман в это не верит. «В конечном итоге, если ты делаешь нечто подобное самостоятельно, — заявляет он, — по возвращении на базу тебя ждут большие неприятности».
Кордесман не верит и в то, что здесь свою роль играет представление об американской слабости. Скорее, здесь все как раз наоборот. «Россия делает это не из-за нашей слабости или нерешительности. Это происходит, потому что мы наращиваем свои силы и увеличиваем количество учений в Балтийском море, — говорит он. — Да и возле Китая это происходит не из-за того, что мы стараемся держаться подальше от зон, объявленных им своими. Это происходит потому, что мы физически утверждаем свои права в воздухе и на море».
Соединенные Штаты такими проделками не занимаются, говорит Дептула. «Американские военные летчики не ведут себя безрассудно и непрофессионально, как это делают российские и китайские пилоты во время последних встреч с кораблями и самолетами США в международном пространстве, — отмечает он. — Американские военнослужащие перехватывают самолеты других стран в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации ИКАО».
Но это зависит от понимания слов «международное пространство». Хотя Соединенные Штаты утверждают, что такие встречи происходят в международном пространстве или за пределами территориальных вод, другая сторона порой так не считает. «С их точки зрения, мы неправы», — говорит Кордесман. Совершаемые облеты представляют собой предупреждение о недопустимости американских действий, добавляет он. Русские и китайцы предупреждают США, что надо держать дистанцию.
Такие маневры обычно осуществляются против таких тяжелых и неуклюжих разведывательных самолетов США, как EP-3 и RC-135, которым более скоростные и маневренные иностранные истребители как бы бросают вызов. «Эти страны поступают таким образом, подавая очень четкий сигнал о риске, — говорит Кордесман. — Худшее, что может произойти, это столкновение, которое мы можем себе позволить, и с которым другая страна будет вынуждена смириться».
Смысл таких облетов на минимальном расстоянии и «бочек» в том, чтобы ясно и недвусмысленно подать сигнал. «Именно такие действия предназначены для демонстрации энергичного и решительного сигнала, — отмечает Кордесман. — Разговоры о том, что это неприемлемо, так как здесь отсутствует военное достоинство, это нечто вроде оксюморона».
ВМС в срочном порядке разрабатывают подвеску для камеры, которая должна фиксировать доказательства таких опасных маневров. У самолетов этих типов и без того на борту множество камер, поскольку в их задачи входит сканирование и фотографирование земли и моря внизу, но камер для фиксации близких облетов нет.
Это удивительно. В конце концов, прошло уже 15 лет с тех пор, как китайский истребитель J-8 столкнулся с самолетом ВМС США EP-3. В результате китайский летчик погиб, а американский экипаж был вынужден посадить свою машину на хорошо защищенном острове Хайнань, принадлежащем Китаю. Американских летчиков удерживали там 11 дней. Официальные лица США в то время заявили, что китайский пилот вел себя крайне рискованно, приближаясь к американскому самолету на четыре метра. Это столкновение, в результате которого едва не погибли 24 американца, произошло недалеко от места пролета китайских истребителей J-11 на прошлой неделе. В следующий раз им может повезти меньше.