Украинского пограничника и участника АТО Сергея Колмогорова в 2014 году обвинили в умышленном убийстве, совершенном на блокпосту Мариуполя. Одни говорят, что он выполнял приказ командира и не виноват, другие считают, что это превышение служебных полномочий.
Сегодня, 2 ноября, в 11:00 Высший специализированный суд Украины должен был рассмотреть кассацию по одному из самых значимых и малоизвестных уголовных процессов – делу пограничника Сергея Колмогорова, обвиняемого в убийстве женщины-пассажира автомобиля, обстрелянного на блокпосту под Мариуполем 9 сентября 2014 года. Но прокурор вчера, 2 ноября, обратился в суд с просьбой перенести заседание.
Сегодня к генеральному прокурору Украины Юрию Луценко обратились нардепы с обращением разобраться в этом деле, а на улицу вышли военные и правозащитники в поддержку заключенного.
Что случилось?
Вечером 9 сентября 2014 украинские пограничники увидели, как на пригорке в безлюдном месте автомобиль подает сигналы фарами в сторону моря, переговариваясь по телефону.
Пограничный отряд вместе с Сергеем Колмогоровым стояли на блокпосту и наблюдали, как автомобиль резко сорвался с места и нажал на газ. Два предупреждающих выстрела в воздух и жесты руками не остановили подозрительного водителя. В 21:30 группа быстрого реагирования, в которую входил и Колмогоров, услышала по рации: “задержать “Шкоду Рапид” с киевскими номерами”, в тот момент автомобиль уже проскочил блокпост и уходил от преследования по улице Горной. За отказ выполнить приказ бойцу грозило бы 8 лет тюрьмы.
Вот, что сказал на суде сам пограничник Сергей Колмогоров: “Местом нашего временного расположения был пункт технического наблюдения (ПТН) в западной части Мариуполя. Мы ждали, что в любой момент противник будет брать город. Задача была — охранять ПТН. В наряде нас было двое. Услышав приказ, мы спустились с пригорка (где был наш пункт). И я встал под фонарем, где меня хорошо было видно. Когда автомобиль показался из-за поворота, крикнул, чтобы водитель остановился, и махнул рукой. Затем произвел выстрел в воздух. Машина, набирая скорость, неслась прямо на нас. Я опустился на колено и выпустил несколько коротких очередей по колесам и радиаторной решетке. У нас есть нормативно-правовые документы, по которым мы работаем — приказ № 200 говорит, как надо действовать: я останавливал транспортное средство с нарушителем способом его повреждения”.
Выполнили приказ все 9 человек, и все они открыли огонь.
После стрельбы, машина повернула и остановилась. Водитель отделался небольшими царапинами. Но в машине на месте пассажира сидела его жена, которой чья-то пуля случайно попала в голову. Несмотря на тяжелое ранение, женщина была жива, ей вызвали скорую помощь. Но спасти женщину не удалось и ночью она умерла в больнице.
Очевидцы вспоминали, что водитель не сразу вспомнил о своей спутнице. Водитель кричал: “Где мой телефон?” и говорил о том, что приехал в Мариуполь из Бердянска, чтобы полюбоваться морем.
Что известно о водителе и погибшей
Позже выяснилось, что за рулем автомобиля сидел житель Донецка Евгений Рыжков.
Он прибыл в Мариуполь с территории, подконтрольной “ДНР”, на чужом автомобиле. Вскоре после похорон жены он перебрался в Россию, где и живет до сих пор.
В суд Рыжков ни разу не явился, а все показания давал из России. Стоит отметить, что все обвинения в адрес Сергея Колмогорова составлены по показаниям водителя Рыжкова. В одних из своих сведений, он рассказал, что приехал на берег, чтобы просто полюбоваться морем и предупредительных выстрелов не слышал.
Суд
Осенью 2016 года Приморский районный суд Мариуполя приговорил Колмогорова к 13 годам лишения свободы, с лишением права занимать должности представителя власти в правоохранительных органах сроком на 3 года, и лишением воинского звания “старший солдат”. Позже Апелляционный суд Донецкой области оставил этот приговор в силе.
Сейчас освободить Колмогорова из тюрьмы может Высший специализированный суд Украины, который должен рассмотреть кассацию 6 ноября.
Что рассказывают о Колмогорове сослуживцы
Сергей Колмогоров – старший солдат 79-го пограничного отряда Азово-Черноморского регионального управления Госпогранслужбы Украины. В 2004-2005 гг. служил в Ираке, а когда прошел так называемый “референдум” в Крыму, пришел в военкомат и потребовал отправить его на полуостров добровольцем ВСУ. Весной 2014 года он был зачислен в Бердянский погранотряд.
Военные и люди, которые знакомы с пограничником, отзываются о товарище положительно, описывая его как доброго и надежного человека.
“Ответственный человек, на него можно положиться. Прикрывал меня. Ценный боец для украинской армии”, — говорит о Колмогорове его бывший командир Елисей Махов.
В телепроекте “Хоробрі сердця”, посвященном героям Украины, Елисей Махов рассказывал о событиях 4 сентября 2014 года. За действия в тот день сам он получил орден “За мужество”, еще двое членов экипажа — медали. Но такие отличия получили не все, Колмогоров пошел под суд и получил вместо ордена 13 лет тюрьмы.
О Колмогорове рассказал и старший сержант Андрей Косинчук.
“4 сентября 2014 г. наша мобильная группа была в развед. дозоре и зафиксировала движение от Новоазовска в направлении Мариуполя вражеской колонны. Мы заняли позицию, и когда российские машины подъехали ближе, открыли огонь. Расстреляли военный “Урал” с зенитной установкой и уничтожили бензовоз противника. Понятно, что бой приняли все четверо, но пулемет с бронебойно-зажигательными патронами все же был у пулеметчика Колмогорова, — говорит Косинчук. – После боя экипаж ушел в Талаковку, где у нас был опорный пункт, и сразу получили информацию о том, что два УАЗика наших пограничников попали в окружение под Коминтерново. Противник уничтожил их машины, ранил двоих, причем, водителя — в лицо. Мы поспешили на выручку. Как на нашем УАЗе “Патриот” смогли выехать 11 человек – этого в телесюжете не показали: на крыше лежали двое, на задней покрышке сидел один боец, я стоял возле водителя снаружи, держась за дугу, а Колмогоров — напротив меня с пассажирской стороны висел на подножке и отстреливался. И так мы пролетели через весь Мариуполь с пробитым радиатором, но раненых спасли”.
В 2014 – Мариуполь был горячей точкой
7 сентября 2014 года российские корабли стояли на рейде в нейтральных водах и уже была попытка расстрелять украинский военный катер.
В то время, российские пропагандисты начали агрессивную пропаганду и заполонили интернет фейками о том, что “армия “ДНР” взяла Мариуполь”.
Именно поэтому в сентябре в Мариуполе была объявлена полная боевая готовность и туда были направлены тысячи украинских бойцов, которые защищали город от боевиков.
Поддержка общественности и политических деятелей
После того, как перенесли рассмотрение кассации, Юрий Луценко встретился с представителями инициативной группы в поддержку пограничника Сергея Колмогорова, которого судами первой и второй инстанций признали виновным в убийстве человека.
По словам пресс-секретаря генпрокурора Ларисы Сарган, на встрече присутствовали заместитель Генерального прокурора Стрижевская, сотрудники Генеральной прокуратуры Украины, военной прокуратуры, представители стороны защиты, активисты, а также народные депутаты, по обращениям которых была инициирована встреча. Во время встречи стороны обменялись информацией и были проанализированы позиции сторон защиты и обвинения.
“В ходе встречи участники обсудили возможность предоставления защитой убедительных свидетельств о серьезных нарушений прав осужденного в судебном процессе, а также возможность, в случае возвращения судом кассационной инстанции дела на рассмотрение суда апелляционной инстанции, стороны защиты предоставить доводы, которые ранее не предоставлялись на рассмотрение суда”, – написала в своем Facebook Лариса Сарган.
По ее словам, стороны также подтвердили, что общим стремлением бесспорно является обеспечение объективности по указанному делу, поскольку она является беспрецедентной в разрезе оценки действий военнослужащих в условиях ведения необъявленной войны.
В свою очередь, народный депутат Борислав Береза отметил, что получилась конструктивная встреча, на которой стороны обменялись позициями.
“Есть реальная проблема в некоторых моментах следствия. В случае, если защита в понедельник сможет привести достаточные доказательства того, что права Колмогорова в рамках досудебных следственных действий были нарушены, то прокуратура не будет против того, чтобы Кассационный суд вернул дело в Апеляционный суд для проведения судебного следствия. Так что ждем судебного заседания в понедельник и ожидаем, что судья поддержит ходатайство защиты.
Все хотят объективности в вопросе дела, которое может стать практически прецедентным в ситуации, когда у нас идет фактически необъявленная война с Россией и вопрос выполнения приказа военными – это проблематика национальной безопасности. Эмоции в сторону. Учимся отстаивать свою правоту в суде в соревновательном процессе базируясь на знании законов. И продолжаем мониторить ситуацию со стороны гражданского общества”, – написал нардеп.
Как отметил народный депутат Игорь Луценко на своей странице в Facebook, на сегодня есть определенный консенсус и положительная перспектива.
“Во-первых, с судебным следствием по делу есть существенные проблемы. Не было расследование, а роли самих пострадавших – правоохранители не выяснили, являются ли они коллаборационистами. А напомню, сейчас пострадавший сидит в России и выходит оттуда исключительно по скайпу. Согласитесь, не выяснить, пособник он террористов, или нет – это важно. Также результаты служебного расследования (которое признало, что Колмогоров действовал правильно), не было учтено судом. Наконец, суд сообщил о проведении дополнительных экспертиз баллистики. Есть основания сомневаться в том, что на имеющихся экспертных выводах вообще можно что-то решать. Не было установлено полностью, кто и где из военнослужащих стоял во время стрельбы. Во-вторых, у нас сейчас лучшая перспектива – это вернуть дело на судебное разбирательство в апелляционную инстанцию. И там уже тщательно провести судебное расследование. Это самый быстрый путь, КПК. После отмены в кассации приговора в 13 лет, защита может ходатайствовать об изменении меры пресечения “, – отметил нардеп.
Ранее народный депутат и координатор “Информационного сопротивления” Дмитрий Тымчук заявил, что готов в случае необходимости взять Колмогорова на поруки.
“Если мы сейчас сдадим нашего пограничника – грош цена нашей независимости, оплаченной кровью тысяч украинцев. Грош цена нашему “правосудию”. Как народный депутат Украины я готов взять на поруки Колмогорова. Уверен, найду немало единомышленников в депутатском корпусе. Его место – не в СИЗО, а в почетных рядах украинских силовиков, которые отстояли Украину”, – написал Дмитрий Тымчук.