Политические новости

Силовики предлагают Путину: “давай гайки закрутим или устроим побоище у границ Украины”

Российский социолог Игорь Эйдман в эфире телеканала Еспресо проанализировал причины раскрутки Поклонской и дилемму путинских штабов.

В Москве муниципальные выборы выиграла оппозиция. Возможно, это серьёзная победа оппозиции, возможно, это недосмотр Кремля, или какая-то хитрая его тактика?

Да, вот как раз, я боюсь, это тот случай, когда желаемое предпочитают выдавать за действительное. К сожалению, какой-то очевидной, мощной, политически значимой победы оппозиции в Москве не было по факту. Три четверти депутатов прошли от «ЕДРА», и естественно, что, правя властью, они полностью контролируют ситуацию в Москве и полностью контролировали тоже и эти выборы, обеспечивая там себе большинство в большинстве муниципальных собраний.

Другой вопрос: зачем власти допустили это? Они, конечно же, могли этих людей не допустить до выборов, и они много раз это проделывали. Могли не допустить команду Яшина, и так далее. Значит, они это сделали, допустили.

Вы употребили слово «допустили». То есть, насколько я понимаю, речь идёт о контролируемой ситуации, так называемой контролируемой ядерной реакции.

Да, безусловно. Эта ситуация контролируема. Конечно, власти предполагали, что может произойти нечто подобное, и, конечно, если бы они этого категорически не хотели допустить, они бы и не допустили. Элементарно просто.

Ну, сами знаете, как это у нас делается: просто бы не зарегистрировали, придрались бы к чему, отменили бы регистрацию, посадили бы на 15 суток кандидата – да что угодно они могли сделать. Я думаю, здесь они решили в преддверии мэрских выборов немного прощупать ситуацию, понять, насколько вообще они контролируют ситуацию, что хотят избиратели, и как ими манипулировать.

А как, по вашему мнению, будут происходить президентские, так называемые, выборы? Потому что каждую новость в России из внутренней политической повестки дня мы пропускаем через эту призму, потому что в Украине сложилось очень чёткое понимание того, что Путин – равно война. И война идёт против нас.

Это абсолютно правильно подмечено. Путин действительно равно война. И пока Путин будет у власти, мира в Украине, мира на границе между Украиной и Россией не будет. Это будет продолжающееся, разгорающееся с новой силой или затихающее, но постоянное военное давление и агрессия.

Что дальше будет с Путиным, что будет с его выборами!? К сожалению, я пока не вижу в России силы, которая бы могла помешать Путину вновь прийти к власти, то есть удержать власть и, пролонгировав её, конституировать её на очередные шесть лет. К сожалению, это так.

Существует огромная большая Россия, и там будут жёстко манипулировать избирателями, там будет жёсткая пропагандистская накачка и давление, там будут совершенно бессовестно вбрасывать – особенно в регионах так называемое электоральной аномалии: всяких Башкортостанах, Дагестанах, и прочее.

Конечно, ему, в любом случае, обеспечат приход, очередной президентский срок, очередной раз ему вручат президентские корочки – власть диктатора будет продлена. Но я уже неоднократно говорил про это, что в России власть в этой ситуации, в ситуации диктатуры, смениться на выборах просто не может, априори.

Но с другой стороны, мы понимаем, что даже власть диктатуры требует какого-то заворачивания камня в фантики. И, насколько я понимаю, нужна та или иная победа перед своими же избирателями. То есть, победы в Украине, слава Богу, не случилось, война в Сирии продолжается, жить стало дороже и хуже обыкновенному представителю даже путинского электората. Кремлю надо что-то придумывать.

Да, безусловно. Сейчас вот вся администрация президента, её внутриполитическое управление во главе с Кириенко, пытается креативить. Но знаете, в какой они области креативят? У них сейчас задача номер один даже не повышение рейтинга Путина, а повышение интереса к выборам.

Потому что вы видите, какой процент приходящих на выборы в России – он всё время стремительно снижается. И сейчас уже на выборы ходят 10-20%, причём, учитывая принудительное голосование бюджетников, военных, и так далее. И в этой ситуации нужно ввести какой-то оживляж, чтобы люди пришли на выборы, чтобы поднять явку. Это сейчас главное.

Главное не рейтинг Путина, а главное – подъём явки. Сейчас идёт такая новая придумка кремлёвских политтехнологов – какую-нибудь женщину запустить на выборы. Это, во-первых, хороший оживляж для выборов – женщина всегда интереснее, редкость для российской политики, – и, второе, всё-таки, Россия патриархальная страна, и за женщину вряд ли проголосуют, и поэтому она более безопасна.

Тем более, если она будет настолько эпатажная, как Ксения Собчак, за которую ни один губернский российский городок за Уралом не проголосует. Почему-то я в этом уверен.

Да, согласен. И вот сейчас существует два варианта людей, кого могут выдвинуть вместе с Путиным. Условно, как бы, от левых или правых. Сейчас, правда, всё поменялось в российской шизофренической политике: где лево, где право – никто не поймёт. Это с одной стороны от так называемых либералов – Ксения Собчак, и от патриотической, православнутой части населения – небезызвестная Поклонская.

Поклонская доводит это оживление до градуса безумия.

Это явно. Поклонскую активнейшим образом власть раскручивает, и люди не понимают, для чего. Для чего поднимается этот религиозный психоз, или средневековье. Я вот недавно изучал, кстати, эту тему, и очень похожие психозы происходили в феодальной Европе.

Тоже какая-нибудь такая местная дурочка, типа Поклонской, прошу прощения, забьётся в истерике, в конвульсиях, начнёт пророчествовать, её поддержат дураки местные по всей округе, а потом уже и обычный средний крестьянин начинает в это втягиваться, в это безумие.

Ну, тогда не забываем о том, что это заканчивается ещё и опричниками, или «чёрной сотней». И тогда вся эта, простите, фекальная масса поглощает улицы, и энтропией уничтожает государство изнутри.

Да, это, вообще, опасная история, потому что, например, те же крестовые походы тоже во многом начинались с массовых психозов, которые приводили потом к человеческим жертвам.

Достаточно вспомнить знаменитый крестовый поход детей. Это же очевидно был типичный массовый психоз. То есть, массовый психоз мог действительно кровью закончиться. Вот эти массовые психозы раздувает телевидение. Вот этим кликушам дают кликушествовать в России не на деревенских улицах, как было в феодальные времена, а кликушествовать по центральным каналам. Соответственно, их кликушество распространяется среди населения.

Конечно, этот психоз Поклонской трудно сравнить с антиукраинским психозом по масштабам, который также кликушами с телевидения был разожжён в России, он ещё и продолжается в значительной степени, но во время его пика – 2014-2015 гг. – он был просто ужасный, он был массовый, гораздо более массовый. Тем не менее, вот этот психоз Поклонская разжигает. Для чего? Одна из причин может быть, что её готовят для президентских выборов, чтобы Путину было «нескучно».

Это очень в стилистике российских политтехнологов, российских телевизионщиков, им нравится, чтобы было всё такое. Вы же видите российское телевидение, там всё время кто-то в истерическом состоянии пребывает. Вот такую же истерическую кампанию они могут устроить, истерическую предвыборную кампанию президента, которая оттенит как раз «солидность» и «весомость» главного кандидата Путина.

Я занимался политтехнологией в России раньше, и я встречался с такими методами, когда фриков выдвигают, чтобы оттенить достоинство какого-нибудь губернатора.

То есть, насколько я понимаю, российская повестка дня будет сосредоточена на внутреннероссийской проблематике, будут, условно, «бомбить» Воронеж, а не город Львов.

Я надеюсь. Тут, знаете, ситуация какая: российская власть не монолитна, и у Путина в голове творятся какие-то процессы, которые мы слабо понимаем, и слабо контролируем. Вот то, что Кириенко сейчас делает явно внутри страны – это всё в рамках обычных традиционных российских политтехнологий, таких эпатажных, каких угодно, но это не связано с кровью, с какой-то войной.

Но есть и другие люди при Путине: силовики всякие, чекисты – им нужно свои услуги продавать. И чьи услуги в данном случае купит Путин неизвестно. Это, кстати, интересная ситуация, действительно. Так было даже уже со времён Ельцина. То есть существует как бы силовая группировка – при Ельцине изначально это был Коржаков, Барсуков, и так далее, – и существует как бы манипулятивная группировка, при Ельцине это был Чубайс. И вот они пытаются президенту продать свои услуги.

В 1993 году удалось Коржакову и силовикам продать свои услуги, чтобы подавить военные силы, провести такой насильственный фактически переворот в октябре 93-го года. А сейчас такая же ситуация с Путиным.

Существует Кириенко и другие манипуляторы, которые пытаются ему продать вот эти хитрые шаги «давайте мы там Собчак выдвинем, давайте ещё кого-нибудь выдвинем», а существуют и силовики, всякие Патрушевы, Сечины, и прочие страшные люди, страшные в реальном смысле этого слова.

Они наверняка ему говорят: «да зачем нам эта вся байда нужна, давай мы лучше гайки закрутим, или устроим какое-нибудь побоище у границ Украины, и весь народ, естественно, единым порывом побежит вождя избирать». И кто здесь победит – неизвестно.

О вашей версии говорит массовое минирование Москвы. Насколько я понимаю, без спецслужб подобное просто невозможно. Возможно, таким образом Путина загоняют под очередной рекорд его паранойи.

Да, вот именно. Тут ещё момент, что сам-то клиент у нас стоит не просто между условным Кириенко и условным Сечиным. Он, конечно, ментально ближе к Сечину. Он, конечно, параноик, абсолютно больной ксенофобией, антизападным психозом, он боится, что его там западные силы ЦРУ или ещё кто-то подсидят, отравят, что угодно. Это очевидно.

И естественно его симпатия на стороне силовиков, в отличие от случая с Ельциным, который действительно колебался между этими двумя лагерями, потом выбрал так называемых «либералов». А здесь он пользуется пока услугами.

Он, скажем так, все яйца в одной корзине не держит. То есть он пользуется услугами силовиков и услугами условных манипуляторов. Но посмотрим, какова будет кампания президентская. Пока трудно сказать, чья возьмёт, и кто будет разруливать ситуацию перед и во время президентской кампании, какой лагерь: силовики или манипуляторы.

regional