В Польше все-таки началось уголовное производство против одного из лидеров украинского общества, известного историка Григория Куприяновича
Об этом на странице в facebook министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
Люблинский воевода господин Пшемыслав Чарнек подал на него в суд за то, что тот 8 июля этого года выступил с речью в селе Сагринь (Польша) на открытии памятника местным украинским крестьянам, которые в 1944 году стали жертвами карательной акции подразделения Армии Крайовой.
«Виной» Куприяновича, насколько я понимаю, стало то, что он «имел смелость» сказать, кто был жертвой, а кто совершил преступление, то есть еще раз озвучил давно известные факты, которые до сих пор никому даже в голову не приходило отрицать. Однако ситуация изменилась с принятием в этом году в Польше новой редакции Закона «Об Институте национальной памяти». Она, как известно, вызвала острую международную критику, в частности в Украине, США и Израиле, как недемократическая, однобокая и популистская. Некоторые аналитики выражали надежду, что учитывая его чисто пропагандистский характер и юридическую несостоятельность, отредактированный Закон на практике никогда применяться не будет. Однако, как видим, прошло всего несколько месяцев, а мы уже имеем прецедент его применения. И это не может не вызывать глубокой тревоги.
Мы категорически против того, чтобы судебный механизм использовался для преследования одного из ведущих деятелей украинской общины Польши, который, кстати, очень много делает для польско-украинского исторического примирения.
Как по мне, гражданское общество Польши имеет серьезные основания для тревоги. Именно такие единичные прецеденты, которые случаются где-то в регионах, а к тому же направлены против представителя национального меньшинства, неоднократно становились в разных странах началом широкого наступления на демократию.
Конечно, данная конкретная ситуация скорее попыткой регионального политика заработать дешевую популярность на раздувании межнационального скандала. Впрочем, убежден, что польское общество должно решительно реагировать на любые подобные спекуляции. Искренне надеюсь, что демократическая общественность поймет всю серьезность ситуации вокруг украинского историка и также скажет свое слово в его защиту.
Что касается подхода к трагическим моментам украинской-польской истории, считаю правильным, то позволю себе процитировать ту же речь Георгия Куприяновича, за которую его собираются судить: «Надо надеяться, что тяжелое прошлое перестанет быть препятствием в построении хороших отношений между польским и украинским народами, между Польшей и Украиной. Конечно, ни одно преступление, приносящий смерть невинных жертв, не может быть оправдано, независимо от того, стали ли жертвами украинцы, поляки или лица другой национальности. Каждый имеет право на память, поскольку она строит нашу идентичность, историческую преемственность. … Однако, сохраняя память о невинных жертвах, которые покоятся в земле, мы должны научиться прощать, ведь это наш христианский долг».