Хотя для украинских военных подобное поведение России не является ни новостью, ни каким-то откровением. Военные всегда готовятся к худшему, и не только к таким «подаркам» из России.
Россия в очередной раз пытается повысить ставки во время переговоров об обмене пленными, чтобы Украина пошла на уступки.
Центр по контролю и координации прекращения огня предусмотрен Минскими соглашениями и работает в Донецкой области с 2014 года. Туда входят представители Украины, России, а также боевики.
Поэтому заявление российской стороны об отзыве своих представителей — это продолжение российской традиции в данном конфликте, очередная попытка переложить проблемы с больной головы на здоровую.
Тем не менее, для нас это очень тревожный сигнал. За этим формальным поводом может скрываться намерение Кремля повысить интенсивность конфликта на Донбассе. А затем, ссылаясь на то, что их представителей нет в этой совместной группе, можно спокойно во всем обвинять Украину. Мол, им не дают проконтролировать ситуацию, Киев якобы лишил их такой возможности, и поэтому украинские представители теперь в этом центре что хотят, то и делают. Поэтому для нас — это плохой сигнал. На мой взгляд, подобные заявления служат свидетельством того, что Россия хотела бы повысить интенсивность военных действий на Донбассе.
Хотя для украинских военных подобное поведение России не является ни новостью, ни каким-то откровением. Генеральный штаб Украины был осведомлен о таком возможном развитии событий. Военные всегда готовятся к худшему, и не только к таким «подаркам» из России. Украинские военные были давно готовы и к повышению активности диверсионно-разведывательных групп противника, и к повышению активности боевиков на линии разграничения.
В штабе АТО уже заявляют, что в последние дни боевики активизировались. Я связываю это с тем, что на носу — обмен пленными. Продолжаются переговоры на всех уровнях, они могут быть неофициальными, могут быть двусторонними. И то, что мы сейчас наблюдаем, это уже привычная для нас тактика России — повышать ставки во время переговорного процесса, чтобы Украина пошла на уступки и приняла их условия.
Говоря о прогнозе того, состоится ли анонсированный обмен пленными в ближайшее время, мне бы хотелось надеяться на лучшее. Но как оно будет на самом деле, сложно говорить: у россиян столько тараканов в голове, что за каждым просто не уследишь.
Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра Разумкова