Политические новости

Участникам избирательного процесса не стоит “играть” с антикоррупционными требованиями, – Корчак

Член НАПК Наталья Корчак рассказала о том, какие санкции можно применить к кандидатам-нарушителям избирательного процесса в Украине

Впервые во время нынешней президентской кампании Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции полноценно приобщилось к работе вместе с ЦИК, Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания и правоохранительными органами. За что именно в этом процессе отвечает НАПК, какие санкции можно применить к кандидатам-нарушителям и какие негативные тенденции уже отметили в агентстве – об этом в интервью Александре Жарковой рассказала экс-председатель агентства, член НАПК Наталья Корчак

– Наталья, какие на сегодня результаты сотрудничества с Нацполицией и ЦИК? Вопрос сотрудничества с органами, привлеченными к избирательному процессу, для нас был очень важен и мы эту коммуникацию пытались начинать еще с середины лета. В рабочем порядке мы разобрались в вопросе разграничения наших полномочий, ведь на первый взгляд вроде бы и ЦИК, и НАПК в избирательном процессе дублируют функции друг друга.

Первое направление полномочий НАПК – это контроль за финансированием предвыборной агитации на предмет законности предоставления и получения взносов в избирательные фонды. Я подчеркиваю, что мы не осуществляем контроль за агитацией, за размещением агитационных материалов. Мы осуществляем контроль именно за порядком предоставления и получения взносов, которые формируют избирательный фонд кандидата в президенты.

Таким образом мы отслеживаем тех, кто именно предоставляет взносы в избирательные фонды и соблюдены ли требования относительно предоставления таких взносов.

Например, закон содержит четкие запреты в отношении лиц, которые не могут предоставлять добровольные взносы – это анонимные взносы, взносы от лиц с налоговым долгом, взносы от органов государственной власти и местного самоуправления, иностранных юридических и физических лиц и т. д. Отмечу, что формирования избирательного фонда осуществляются исключительно в денежной форме путем перечисления денежных средств на счет избирательного фонда.

Совместно с ЦИК мы будем анализировать финансовые отчеты о поступлении и использовании средств избирательных фондов. Фактически, мы должны убедиться в законности источников наполнения избирательного фонда.

Сегодня НАПК имеет доступ к реестру избирателей, Центральная избирательная комиссия предоставила нам такую возможность. Мы наладили быстрый обмен информацией с ГФС.

Вообще, я хочу сказать, что коммуникация существует там, где есть общая цель и желание коммуницировать. Мы коммуницируем почти со всеми – с правоохранительными органами, Генпрокуратурой, МВД, Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания, ГФС. Мы получаем информацию от правоохранительных органов, которую также учитываем при анализе отчетов партий и избирательных фондов.

Информация о нарушении агитационного процесса или относительно содержания политической рекламы, которая поступает в агентство, но находится вне нашей компетентности, направляется в Нацполицию, ЦИК, Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания.

– Вы отслеживаете наполнения избирательных фондов. Если избирательные фонды пустые, это нарушение? Нет, это не нарушение. Речь идет о том, что, если кандидат осуществляет свою предвыборную агитацию – у него должен быть избирательный фонд. Однако, если будет установлено, что осуществлялась предвыборная агитация, но не был открыт предвыборный фонд или в фонде отсутствуют средства, тогда да – это будет нарушением.

– Как это можно выявить? Это можно отследить при анализе промежуточных финансовых отчетов. Кандидат должен понимать, что все расходы должны осуществляться исключительно из избирательных фондов. Причем закон четко указал источники формирования избирательных фондов – это собственные средства кандидата, средства партии, если кандидат выдвинут от партии, и добровольные взносы от юридических и физических лиц.

– В НАПК ежеквартально подают отчеты политические партии, которые получают государственное финансирование. Является ли нарушением использование таких средств на предвыборную агитацию кандидатов на пост Президента? Ваш вопрос абсолютно корректный, потому что мы сейчас с вами являемся участниками формирования определенной политической культуры и финансовой подотчетности деятельности политических партий.

Закон “О политических партиях” четко указал, что государство выделяет средства из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности, за исключением участия в выборах президента, выборах народных депутатов, выборах депутатов местных советов.

На сегодня мы получили отчеты политических партий за четвертый квартал прошлого года. Отчеты за І квартал 2019 года, на который приходится избирательный процесс, партии должны подать в НАПК до 10 мая. Только после того, как мы утвердим заключения, можно будет посмотреть динамику – как именно расходовались средства политических партий. Хочу обратить внимание, что сроки подачи отчетов политических партий определены Законом «О политических партиях», они не меняются в связи с проведением выборов.

Напомню, единственные средства, которые может расходовать кандидат – это средства из избирательного фонда.

– Вы упомянули, что кандидат на должность Президента может финансировать свою избирательную кампанию сам: здесь существуют какие-то ограничения? Если речь идет о том, существуют ли какие-то ограничения относительно размера взноса от самого кандидата в свою поддержку, закон ответа не дает, то есть это могут быть неограниченные средства. Так же не существует никаких ограничений размера взноса от политической партии, которая выдвинула кандидата.

– Итак, оказывается, что НАПК сможет проверить – расходовались ли средства из Государственного бюджета на агитацию за кандидатов на должность Президента по факту после завершения самих выборов. Как тогда агентство вообще может влиять на нарушителей? Не забывайте, что в избирательный период НАПК должно проанализировать вместе с ЦИК промежуточный отчет, который подается в срок не позднее, чем за 5 дней до окончания голосования, и окончательный отчет, который подается в срок 15 дней после голосования за соответствующего кандидата.

Эти два отчета подлежат обнародованию на наших официальных сайтах и они должны быть проверены с точки зрения предоставления соответствующих заключений на предмет, были ли нарушения действующего законодательства.

Тогда мы имеем право констатировать факт нарушения в части несоблюдения ограничений на формирование избирательных фондов, из которых осуществлялась агитационная работа. И у нас будут основания для составления соответствующих административных протоколов.

– Если вы фиксируете нарушение ограничений относительно взносов, кто и как несет ответственность? Ответственность несет как тот, кто предоставил добровольный взнос, так и распорядитель избирательного фонда.

Причем законодатель предусмотрел, что, если распорядитель избирательного фонда в трехдневный срок не вернет взнос, предоставленный с нарушением избирательного законодательства, такой взнос перечисляется в государственный бюджет. Это первое.

Второе: если речь идет о нарушении порядка подачи финансового отчета, то есть несоблюдении этих сроков – мы имеем право составить административный протокол, но уже на распорядителя избирательного фонда.

Однако это ни в коем случае не касается вопроса снятия с выборов. Это вопрос административного воздействия за несоблюдение требований законодательства.

– Фактически, результат нарушений относительно финансирования агитации в период выборов – это составление административного протокола? Если мы выявим, что часть государственных средств, которые получила та или иная политическая партия, была потрачена на предвыборную агитацию – мы можем обратиться в суд с иском о признании факта финансирования предвыборной агитации за счет государственных средств. И после этого НАПК может принять решение о приостановке государственного финансирования данной политической партии на весь период ее каденции. Это достаточно жесткая санкция.

– Возвращаясь к кандидатам. На сегодня какие вообще есть интересные моменты, какой кандидат получил больше взносов, кто сам за себя вносил средства? Сегодня мы видим тенденцию “семейных подрядов”, когда взнос в поддержку кандидата делают отец-мать-сын, каждый – в размере около полутора миллиона гривен.

Это интересно, особенно если взносодатель является декларантом. Возникает вопрос: имело ли такое лицо соответствующие доходы для взносов? Но это уже будет другая история.

По состоянию на сегодня, уже есть рекордный взнос кандидата за самого себя – 30 миллионов гривен. Наибольший вклад партии в поддержку своего кандидата пока составляет 20 миллионов гривен.

Поверьте мне, вся эта информация в дальнейшем будет тесно связана с анализом конкретных деклараций.

Тот, кто предоставляет взносы на суммы, которые не соответствуют собственному финансовому положению, отраженному в Реестре е-деклараций, обязательно должен задуматься. Ведь требования действующего законодательства надо знать – и с этим точно не стоит играть.

Гелена Деревянко