Практически с самого начала вооруженного конфликта в Донбассе экологи начали говорить о его ужасных последствиях для окружающей среды. За грохотом орудий мало кто услышал их голос.
Разрушенные в результате боевых действий электросети и подстанции, отсутствие нормальной работы коммунальных служб, хищническое отношение к индустриальным объектам со стороны боевиков — всё это привело к повсеместной остановке насосов, выкачивающих шахтные воды. Если не остановить затопление шахт, Донбассу может грозить экологическая катастрофа, предупреждают эксперты.
50 тонн яда и ядерный взрыв
По информации лидера Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца, из ста пятидесяти украинских шахт более половины находятся на территории подконтрольной так называемым «ДНР» и «ЛНР». В результате остановки насосов и попадания в шахты грунтовых вод часть из них подвергается затоплению.
«В Горловке затапливается шахта «Александр-Запад». В 1989 году из-за аварии в нее попало пятьдесят тонн очень ядовитого вещества – мононитрохлорбензола. Что произойдет, если шахтные воды подымут все это на поверхность, никто точно не знает. Но во время аварии двое шахтеров погибли от химических ожогов и еще 260 человек получили различные группы инвалидности, а со временем количество инвалидов увеличилось», — рассказал Михаил Волынец.
По его словам, подтоплению подвергается также шахта «Юнком» в городе Юнокоммунаровск. В 1979 году в этой шахте на глубине девятисот метров был произведен ядерный взрыв.
«Если воды выйдут на поверхность, уровень радиации будет превышать допустимый предел в тысячу раз, и мы можем получить второй Чернобыль», — говорит он.
По словам Михаила Волынца, часто и обычные шахты опасны для окружающей среды, так как воды в них сильно минерализованы и наполнены вредными веществами. Кроме этого, есть ещё одна опасность — шахтные воды выталкивают метан, он скапливается в подвалах, на первых этажах домов. Достаточно одной искры, чтобы произошел взрыв.
«Несколько затапливаемых шахт находятся на подконтрольной Украине территории, к примеру, шахта Полтавская в Южнокоммунаровске и Октябрьский рудник возле донецкого аэропорта, работы по выкачиванию воды на них тоже не проводятся», — добавил Волынец.
Пострадает не только Украина
По словам заместителя главы Национального экологического центра Алексея Василюка, Украина не может проводить работы по откачке воды на территориях, подконтрольных сепаратистам из-за угрозы безопасности сотрудников.
«По этой же причине нам неизвестно точное количество затопляемых шахт. Однако многие эко-активисты принципиально не хотят выезжать из зоны АТО. Благодаря этим людям, нам известно о семи работающих шахтах. Про все остальные мы либо ничего не знаем, либо знаем, что они затапливаются. На данный момент нам точно известно о полном или частичном затоплении шахт «Бутковская» и «Ясиновка-Глубокая» в Макеевке, Моспинской шахты, шахт «Трудовская» и «Октябрьская» в Донецке, шахты «Белореченская» в Лутугинском районе Луганской области, которая уже не подлежит восстановлению, шахты имени Мельникова в Лисичанске, шахты «Комсомолец Донбасса» Кировского района Донецкой области, шахты имени Вахрушева в Ровеньках, шахты имени Коротченко в Селидово, разрушенной шахты «Прогресс» в Торезе, шахты «Красный Партизан» в Свердловске, Иловайской шахты, шахта Волынской из Рассыпного, полностью затоплены шахты «Луганская» и «Машинский блок», шахты «Мария Глубокая» в Первомайске и шахты Енакиевской», – рассказал Алексей Василюк .
«Если не начать срочно выкачивать ядовитую шахтную воду, она может смешаться с грунтовой пресной водой, попасть в реки. Это означает, что во всем Донбассе нельзя будет пить, а орошать почву будет нечем. Грунтовая вода активно передвигается на обширные территории. Вода Антрацита — это вода и Краснодона, и Свердловска. Если бросить в воду маркер, то он может всплыть и в Северском Донце, и в России», — рассказала «Информатору» пожелавшая остаться неизвестной эко-активистка, находящаяся на территории, подконтрольной боевикам.
«Кроме того, в заброшенных шахтах боевики устраивали массовые захоронения. Весной нас могут ожидать эпидемии гепатита и других инфекций. Пока все держится исключительно на шахтерах — патриотах своих шахт, которые часто, сидя на насосах, под обстрелами выкачивают воду. В ДНР, ЛНР этим никто не занимается, ведь министерств экологии у них нет», — добавила она.
По словам Алексея Василюка, провести необходимые исследования опасных шахт нельзя не только по причине отсутствия контроля за этими территориями со стороны Украины.
«Даже если бы кто-то отважился поехать в зону АТО, кабинет министров запретил Государственной экологической инспекции проводить исследования в этом году, не только в Донбассе, но и на всей территории Украины, аргументировав это соображениями экономии в условиях войны. С лета не было проведено ни одной экологической экспертизы. Есть надежда, что запрет не продлят на 2015 год и мы получим возможность хотя бы оценить масштабы проблемы. Ведь уже сегодня нет никаких гарантий безопасности питьевой воды на Донбассе», — отметил эксперт.