Пронесло всех нас. Ведь было уже все это: получали свободу сверху. И в результате не уберегли.
А что беречь, если и так дают? Не дай бог, если бы снова какие-то дяди избавили нас от путинского кошмара из-за своих каких-то специфических страхов и интересов, не имеющих никакого отношения к нашей свободе… Снова бы все прозяпали, и с еще большим позором. И теперь уже навсегда.
В этом разница между избавлением и освобождением. Освобождения добиваешься сам. Избавления ждешь от других. Нам повезло. Провидение избавило нас от избавления от рабства. Значит, надо освобождаться самим. Это было ясно и раньше. Но уж больно велик соблазн манны небесной, халявы, проще говоря.
Опыт с самовнушенным заговором против Путина полезен также теми уроками, которые можно из него извлечь.
Урок первый уже сформулирован выше: ждать чуда нелепо и непродуктивно.
Урок второй (на повторение из курса истории): элитные перевороты встречаются в диктатурах часто. Но почти без исключения они совершаются и венчаются успехом (последние лет сто уж точно) при одном необходимом условии. Это мощный массовый протест, ведомый консолидированной авторитетной оппозицией. У нас этого пока нет; и пока не будет, шансы элитного переворота крайне малы.
Урок третий вытекает частично из второго. Консолидация и повышение авторитета демократической оппозиции сейчас – самая важная задача. Без ее решения мы обречены. Об этом я буду писать отдельно.
Урок четвертый (это уже отмечено до меня). Эта власть органически не способна порождать искреннюю массовую активную поддержку. Она либо создает клиентеллы, либо мобилизует нечто вроде банд разного толка. И то, и другое рассасывается, как только на высшем уровне проявляется кризис – не важно, реальный или виртуальный. Такой клиентеллой, неспособной на защиту породившей ее власти, стала, к примеру, КПСС к моменту распада СССР.
Урок пятый: оппозиция должна не только консолидироваться, но и готовить себя к разным неожиданностям, которые могут происходить в стране. Пример: последние десять дней без Путина. Не важно, было ли это чьей-то хитростью или произошло непроизвольно в силу неведомых медицинских причин, это породило явный момент слабости власти вместе с ее информационной и “общественной” поддержкой. Весьма вероятно, что такое может повторяться и в будущем. И много чего неожиданного нас еще ждет.
Георгий Сатаров