Почему, несмотря на риски, Украине нужно продолжать выполнение Минских соглашений, сообщил немецкий политолог Андреас Умланд.
Как вы полагаете, будет ли усиливаться давление Запада на Украину в вопросе исполнения Минских соглашений и выборов на подконтрольных боевикам территориях?
Эмоциональность дискуссии этого вопроса в Украине мне не совсем понятна. Нужно понимать, что реальное воплощение особого статуса Донбасса будет требоваться Западом только тогда, когда будут воплощены и остальные положения Минских соглашений: в первую очередь, если в Донбассе пройдут действительно демократические выборы. Если – как бы невероятно это не звучало – в ходе выборов на оккупированных территориях истинно демократическим путем сменится власть, а государственная граница между Россией и Украиной будет полностью восстановлена, только тогда особый статус нужно будет воплощать так как это предусмотрено Минскими соглашениями. Но пока не будет достигнуто восстановления полного украинского контроля на Донбассом, пока будут опасения касательно того, что Донбасс станет неким вирусом в теле Украины, фактическим анклавом и инструментом России для того, чтобы подрывать украинское государство и влиять на украинскую внешнюю политику, особого статуса Донбасса никто на Западе не будет требовать.
Запад теперь уже достаточно хорошо понимает, что может произойти своего рода «театр» т.н. ЛДНР в выполнении своих обязательств в рамках Минских соглашений, то есть не будет реального воплощения положений договора. Но тогда санкции или, по крайней мере, большая часть санкции останутся в силе, т.е. сохранится нынешний статус-кво. Это на практике будет означать замораживание конфликта, хотя, может быть, Россия будет претендовать на то, что якобы сепаратисты выполнили со своей стороны Минские соглашения. Но это вряд ли впечатлит ЕС и США. В, отчасти, паническом украинском обсуждении решения этого конфликта и роли Запада в этом процессе есть логические нестыковки.
Российское руководство утверждает, что боевики готовы на выборы по украинскому законодательству, если радикальные партии исключат. Насколько сомнительно это предложение?
Это, видимо, сделано для западной публики, чтобы вызвать в ней впечатление, что Россия якобы идет навстречу Украине. Перемирие и мнимые уступки, которые делает Россия, очевидно связаны с западными санкциями. Россия хочет добиться ослабления санкций и, конечно, в лучшем случае добиться того, что Донбасс станет неким рычагом Кремля внутри Украины. Это очевидная игра – и украинская сторона, и Запад это понимают. Поэтому деление сегодняшней украинской элиты на «истинных патриотов» и «не патриотов» в отношение особого статуса Донбасса – искусственное. Такого рода патриотизм являться скорее дешевым популизмом, т.е. игрой популярными лозунгами, или даже демагогией. Никто из нынешнего руководства как Украины, так и Запада не допустит, чтобы Донбасс стал инструментом России для подрыва украинского государства. Этого не будет. Наоборот, невыполнение Украиной своей части Минских отношений будет способствовать смягчению или даже снятию западных санкции против России, что не в интересах украинского государства.
Особый статус будет только в том случае воплощен, если на Донбассе выберут действительно демократическим путём представителей, которые легитимно представляют этот регион. Это должны быть выборы, отвечающие украинскому законодательству, в которых смогут принимать участие вынужденные переселенцы из Донбасса. В таком случае, можно предположить, что некоторые некриминальные представители сегодняшнего руководства оккупированных территорий может и будут представлены в органах власти Донбасса и в Верховной Раде, но они будут иметь только небольшой вес. Если появятся легитимные представители Донбасса, с ними можно и нужно будет договариваться об отношениях между центром и Донбассом. Я здесь не вижу проблем.
Стоит добавить, что Минские соглашения являются частью международного права, а международное право стоит выше национального. Украина подписала эти положения и не может сейчас объявить, что, мол, мы передумали и вот этот пункт не будем выполнять. Украина должна со своей стороны выполнить все свои обязательства. Псевдопатриотические опасения относительно последствий их выполнения гипертрофированы и скорее вредят, чем помогают украинскому государственному строительству.
На этих опасениях очень активно играют. Как вы полагаете, есть ли угроза, что это пойдет дальше, или события со «Свободой» под Радой слегка ударит по позициям радикалов.
Этой эскалации, взорвавшейся гранаты и смертей, думаю, не хотели ни «Свобода», ни «Правый сектор», ни УКРОП. Это было скорее непредвиденным развитием. Хотели сделать шоу, а случившуюся трагедию никто не предвидел. Не думаю, что это начало широкой радикализации украинского общества.
Было бы лучше, не делай они таких выступлений?
Да. Кроме того, был начат бесполезный дискурс о «хороших патриотов» и «недостаточных патриотов». Это опасный путь. Мол, нынешнее правительство Украины продает интересы страны. Но всё это не так просто. Есть межгосударственное соглашение, и Украина обязана выполнять свою часть соглашения даже если другая сторона не выполняет свою часть.
Причина давления со стороны дипломатов Запада – это то, что западные политики должны объяснять своим избирателям, почему надо продолжать или, может быть, даже расширять санкции против России. Для этого они должны быть в состоянии сказать своим избирателям, особенно бизнес-ассоциациям, которые хотят снятия санкций: «Вот, Украина все делает, что должна, а Россия – нет. Поэтому мы продолжаем (расширяем) санкции». Так что здесь есть еще фактор внутренней политики западных стран. Западные дипломаты в этом деле действуют, скорее, как представители не внешней политики, а внутренней политики собственных стран.
В подавляющем большинстве своем они «на стороне» Украины в этом конфликте, но санкции нужно оправдывать, прежде чем их можно продолжать и расширять. Есть люди на Западе, которые страдают от торговой войны. Какому-то итальянскому фермеру то, что в Донбассе умирают люди, не очень интересно. Он хочет продавать свою продукцию в Россию, он хочет зарабатывать, а то, что там какая-то междоусобица у славян – он этого не понимает и не хочет понимать, у него свои интересы. И таких бизнесменов, предприятий, есть сотни, если не тысячи, и все хотят снятия западных санкций и/или российских ответных санкций. Давление в Германии на Меркель огромное, и, тем не менее, она выступает «ястребом» в Европейском союзе, хотя именно Германия имеет наиболее далеко идущие экономические интересы в России.
Ситуация сложная. Раскалять общество, как это сейчас делают не только радикальные партии, но и некоторые, в других отношениях, умеренные политики – безответственно.