Нежелание ЕС взять на себя обязательства по Украине и Греции, тормозит реформы в обеих странах.
Об этом пишет Джуди Демпси, старший научный сотрудник европейского Центра Карнеги и главный редактор блога «Стратегическая Европа».
Сегодня будущее европейской безопасности стало разменной монетой и в Греции, и в Украине. Причина кризиса в обеих странах не только в экономике, страдающей от многолетних провалов власти. Причина проблем кроется еще и в неспособности ЕС признать, что возможный выход Греции из еврозоны, а также отказ от максимальной финансовой и политической поддержки Украины поставит на кон всю систему европейской безопасности.
У Европы нет реальной политики обороны и, по факту, нет стратегии относительно Украины и Греции. В вопросах безопасности она зависит от НАТО. Фактически, от США.
Выход Греции навредит Западным Балканам, которые и без того переживают не лучшие времена. Воля правительств этого региона по дальнейшему проведению экономических, политических и социальных реформ выдохлась. Связи политических элит с местными олигархами ослабили прозрачность власти, появился большой запрос на эффективное управление.
Влияние Европейского Союза, который когда-то был здесь вдохновителем реформ, сегодня существенно снизилось. Перспектива членства в ЕС больше не является движущей силой для этих стран, как это было раньше.
Поэтому выход Греции из еврозоны может нанести серьезный ущерб этой части Европы, поскольку на протяжении многих лет греческие компании инвестировали в Западные Балканы. Теперь же в силу экономического кризиса поток инвестиций иссякает. В результате уйдут и другие иностранные инвесторы. Оставшиеся реформаторы в регионе будут еще более изолированы.
Недавние волнения в соседней к Греции Македонии продемонстрировали хрупкость этого государства. ЕС же снова медлил со своей реакцией на происходящие события.
Когда в 1999 году югославские войны закончились бомбардировкой Сербии для прекращения этнических чисток в Косово, казалось, что Евросоюз возьмет на себя политическую и экономическую ответственность за эту часть Европы. Но ЕС не преуспел в этих начинаниях – ни в Боснии и Герцеговине, ни в Косово. Без присутствия НАТО Косово находилось бы в куда худшем состоянии, нежели сегодня.
Кроме того, выход Греции из еврозоны усугубит проблему с беженцами в Европе. Это, в свою очередь, послужит толчком для активизации ультранационалистических и антииммиграционных партий в стране. В ЕС по-прежнему нет ни инструментов для поддержки безопасности, ни стратегических средств для того, чтобы справиться с потенциальной нестабильностью. Поэтому придется положиться на НАТО.
И, наконец, следует напомнить о переговорах относительно разделения Кипра. Успех или провал этих переговоров в равной степени зависит от Греции и Турции, а также от самого Кипра. Ослабленная Греция не сулит ничего хорошего для этих переговоров.
В целом выход Греции из зоны евро представляет большие угрозы для Европы. Без НАТО европейцы будут не в состоянии совладать с ними.
Схожая ситуация и с Украиной. Европейцы с трудом справляются с продолжающимся российским вмешательством в Восточную Украину. И чем дольше длится кризис, тем вероятнее, что Германия начнет колебаться.
Да, немецкий канцлер Ангела Меркель сумела объединить все 28 стран-членов ЕС в вопросе санкций против России. Но при этом Берлин не поддерживает США, что касается усилий по повышению безопасности стран Балтии, а также проведения военных учений и предоставления нелетального оружия украинской армии.
Часть немецких элит желает вернуться к старым временам Ostpolitik, когда Германия сближалась с Россией. Москва же использовала эти отношения, чтобы ослабить Европу и подорвать Трансатлантический альянс. Скрытым проявлением этой восточной политики была подозрительность – если не критика – в отношении Вашингтона, несмотря на то, что он выступал гарантом европейской безопасности.
Подобной критикой была пропитана речь министра иностранных дел ФРН Франка-Вальтера Штайнмайера 30 июня 2015 года в честь 60-й годовщины вступления Германии в НАТО. Штайнмайер сказал, мол, холодная война закончилась, но «старые рефлексы той эпохи до сих пор не исчезли и, кажется, в последнее время набирают силы».
С одной стороны, он раскритиковал планы российского президента Владимира Путина по модернизации стратегического ракетного арсенала России, с другой – поддал скрытой критике США за «раздувание риторики, которая может привести к эскалации».
Когда речь идет об Украине, стратегия Европы должны быть однозначной. Европа должна взять на себя обязательство помочь Украине стабилизироваться и провести реформы. Без реформ государственных институтов Украина не сможет избавиться от коррупции, кумовства и влияния олигархов, которые противостоят реформам и хрупкой демократии. Бенефициаром нереформированной Украины станет Россия.
Это же относится и к Греции, где правительства одно за другим не сумели построить прочные и прозрачные институты, основанные на эффективном управлении. Сегодня европейцы платят высокую цену за игнорирование слабой экономики и государственных структур Греции.
Вероятный выход Греции из еврозоны, а также нежелание Европы взять на себя обязательства по Украине, затормозит реформы в обеих странах, и подтолкнет их на путь несостоявшихся государств. Это не произойдет лишь в том случае, если Европа осознает последствия для собственной безопасности, которые несут в себе оба кризиса.