Так что же произошло на саммите Дональда Трампа с Владимиром Путиным? Лучше всего это описывают комментарии экс-главы Национальной разведки Джеймса Клаппера и экс-главы ЦРУ Джона Бреннана. Трамп «капитулировал» и «казался испуганным» перед Путиным, сказал Клэппер. Бреннан назвал то, что произошло, «мало чем отличающимся от государственной измены».
Об этом на своей странице в ФБ написала российская журналистка Карина Орлова.
Что произошло на саммите в Хельсинки?
Президент США Дональд Трамп провел закрытую 90-минутную встречу с Владимиром Путиным один-на-один, где присутствовали только переводчики.
После этого президенты вышли на пресс-конференцию, на которой:
Дональд Трамп возложил ответственность на США за плохие отношения с Россией. Когда корреспондент спросил, считает ли он ответственной Россию, Трамп сказал «да», «обе стороны одинаково виноваты» и вновь обрушился на США, полностью уйдя от ответа на вопрос о вине России.
В качестве причины плохих отношений с Россией Трамп назвал расследование Боба Мюллера. По иронии, когда присутствовавший в Хельсинки Госсекретарь США, экс-глава ЦРУ Майк Помпео проходил слушания по утверждению в должности в Конгрессе, ему задали тот же вопрос: считает ли он расследование Мюллера причиной плохих отношений двух стран? Помпео сказал «нет», и что причиной является поведение России. Журналистам не удалось получить никаких комментариев от Помпео после сегодняшней встречи.
Владимир Путин предложил помощь России в расследовании Боба Мюллера, в частности, Мюллер мог бы допросить подозреваемых сотрудников ГРУ в России, сказал Путин. Правда, в обмен на разрешение США русским допросить Билла Браудера. Трамп назвал эту идею «интересной».
Дональд Трамп не потребовал от Владимира Путина прекратить вмешательство в выборы, не пригрозил ему немедленными санкциями и никак не противостоял в данном вопросе, как, впрочем, ни в каком другом. В частности, президент США не поднял вопрос войны в Украине, вины России в атаке на Малайзийский боинг и отравлении Сергея и Юлии Скрипалей на территории страны-участницы НАТО.
Вместо этого президент США пустил в расход собственные спецслужбы, переложив на них ответственность. «Мои люди, включая Дэна Коутса (глава Национальной разведки и член совета по национальной безопасности Белого Дома) приходили ко мне и говорили «Это Россия». А президент Путин утверждает, что это не Россия. И я не вижу причины, зачем бы России это понадобилось. Я верю обеим сторонам».
По иронии, в пятницу, когда Боб Мюллер предъявил обвинения в хакерских атаках и вмешательстве в выборы двенадцати сотрудникам ГРУ, Дэн Коутс выступал в Hudson Institute в Вашингтоне по теме национальной безопасности. Он сравнил текущую угрозу со стороны России в отношении будущих выборов, 2018 и 2020 годов, с красным уровнем угрозы в преддверии терактов 11 сентября. Речь идет не только о манипулировании в социальных сетях, но и о кибератаках на объекты инфраструктуры и избирательную систему. В пятничном обвинительном заключении Мюллера также говорится о том, что хакеры-офицеры ГРУ атаковали избирательные советы, штабы и системы регистрации избирателей в 2016 году. Трамп это полностью проигнорировал, назвав расследование Мюллера «катастрофой для страны» и «нонсенсом».
Когда корреспондент спросил Трампа, почему он верит не своим спецслужбам, а Владимиру Путину, Трамп сказал, что Путин отрицал вмешательство в выборы и звучал «очень уверенно и влиятельно». Дональд Трамп фактически признал, что слово Владимира Путина для него имеет больший вес, чем данные всех разведывательных служб США.
Дональд Трамп обвинил Демократов в обструкции и сопротивлении, выставив расследование Мюллера, по сути, партийной инициативой. Президент США заявил, что готов брать на себя риски, чтобы добиться успеха. Эта мысль была частью заявления о том, что «за последние четыре часа» отношения России и США существенно улучшились.
Владимир Путин признал, что хотел, чтобы на выборах-2016 победил Трамп. «Да», ответил он на соответствующий вопрос журналиста. Во время предвыборной кампании Дональд Трамп на протяжении месяцев заявлял, что Путин хотел победы Хиллари Клинтон, потому что Трамп в отношении России будет намного жестче, чем она.
Дипломатический корпус США, по всей видимости, не ожидал такого поворота событий на встрече двух президентов. Официальные комментарии ни Госдеп, ни Белый Дом не дает, но корреспондент CNN поговорил с высокопоставленным чиновником Белого Дома не под запись. Чиновник сказал, что «план был не такой». Никто не ждал конфронтации Трампа в отношении Путина по вопросу вмешательства России в выборы, но ожидалось, что когда вопрос будет поднят, а он был поднят журналистами, Трамп уйдет от ответа и перейдет к другим, глобальным вопросам.
Американские журналисты вели себя в отношении Владимира Путина гораздо жестче, чем президент США.
С необычной для себя критикой в адрес Трампа выступил спикер Палаты Представителей Пол Райн (который, правда, уходит в отставку этой осенью). «Нет никаких сомнений, что Россия вмешивалась в наши выборы и продолжает свои попытки подрыва демократии здесь и по всему миру. И это подтверждается данными не только американских спецслужб, но и Комитета по разведке Палаты Представителей. Президент обязан понимать, что Россия не наш союзник. Между Россией и США нет морального эквивалента, Россия остается враждебной по отношению к нашим базовым ценностям и идеалам. США должны сосредоточиться на том, чтобы призвать Россию к ответу и положить конец ее гнусным атакам на нашу демократию».
Сенаторы Крис Ван Холлен и Марко Рубио представили бипартийный законопроект о введении немедленных и прямых санкций в отношении России, если будет установлено ее вмешательство в выборы 2018 и 2020 годов.
Среди других республиканцев Конгресса, кто публично выступил с критикой Трампа по итогам саммита с Путиным, пока только его более или менее регулярные критики — Бен Сасс, Джефф Флейк (уходит в отставку) и Линдси Грэм.
Так что же произошло на саммите Дональда Трампа с Владимиром Путиным?
Лучше всего это описывают комментарии экс-главы Национальной разведки Джеймса Клаппера и экс-главы ЦРУ Джона Бреннана. Трамп «капитулировал» и «казался испуганным» перед Путиным, сказал Клэппер. Бреннан назвал то, что произошло, «мало чем отличающимся от государственной измены».