Если Киев проиграет, Кремль при первой возможности начнет шантажировать страны ЕС, требуя уступок в странах Балтии или выдвигая ультиматумы НАТО
Украина и Европейский Союз должны надеяться, что Кремль построит Керченский мост. В противном случае российский президент Владимир Путин вынужден будет пробивать «сухопутный коридор» в Крым через Мариуполь, что крайне нежелательно для Запада. Украинская армия сегодня в лучшем состоянии, нежели три года назад, поэтому кремлевский блицкриг захлебнется. На границах ЕС начнется затяжная война. Украинская экономика рухнет, и тысячи беженцев побегут в европейские страны. Брюсселю придется ломать голову над тем, что делать с украинскими атомными электростанциями.
С таким апокалиптическим прогнозом выступил эксперт Института евроатлантического сотрудничества, профессор Киево-Могилянской академии Андреас Умланд. Его размышления опубликовало англоязычное издание Kyiv Post.
По мнению эксперта, Киев и Брюссель должны надеяться на то, что российские инженеры найдут способ возвести «проклятый мост» (формулировка Умланда – КР) через Керченский пролив, не взирая на плохую геологию. В противном случае Путин будет решать проблему снабжения Крыма военными методами. «Учитывая, что к настоящему моменту украинская армия стала довольно боеспособной, такое развитие событий, вероятно, приведет к масштабной и затяжной российско-украинской войне вдоль северных берегов Азовского моря», – написал Умланд.Он прогнозирует, что боевые действия развернутся на линии Мариуполь-Бердянск-Мелитополь. Украинская экономика не выдержит такого давления, население обнищает еще больше. Война спровоцирует, уверен немецкий политолог, массовое переселение в страны ЕС. «Может случиться, что сотни тысяч людей решат бежать от заведомо проигрышной войны и грозящей нищеты. Подобное массовое перемещение населения вдобавок к самой войне может привести к тому, что украинская экономика и, как следствие, украинское государство в целом, могут потерять свою функциональность. Такое развитие событий может еще сильнее накалить кризис хлынувших в ЕС беженцев из-за миллионов украинцев, бегущих от растущего хаоса на их родине», – отметил политолог.
Европейский эксперт уточнил, что прогноз слишком мрачный, и вероятность его реализации невелика. Но при этом он в очередной раз подчеркнул, что Украине будет спокойней, если переход через пролив таки соорудят. «Нам всем стоит надеяться, что российские геологи и инженеры найдут способ построить этот проклятый мост», – резюмировал Умланд.В украинском сегменте Фейсбука разгорелся нешуточный скандал. Немецкого политолога упрекнули в том, что он сожалеет о боеспособности украинской армии. Дескать, он открыто признал, что возросшая мощь Вооруженных сил Украины представляет проблему для европейских политиков. Для них желательно, чтобы Путин взял Украину быстро и без лишних последствий для Запада – именно так некоторые наблюдатели расценили текст Умланда. Эксперт попытался оправдаться. В одном из комментариев он отметил, что его мысли неправильно истолковали.
«Пожалуйста, обратите внимание, что эта статья была написана для западной аудитории и опубликована в Kyiv Post. Затем ее перевели на «Обозревателе». Цель этого текста – проиллюстрировать роль ЕС в стабильном развитии Украины», – сказал Умланд. Далее он заявил, что Путин заинтересован в сохранении «крымского консенсуса» как основы собственного режима. Ему нужно успешно «осваивать» аннексированный полуостров. Ради достижения этой цели российский президент готов зайти далеко, уверен политолог.На самом деле, публикация Умланда проливает свет на менталитет европейской политической и интеллектуальной элиты, которая реально опасается конфликта с Россией. При этом европейские пацифисты, желающие «умиротворить» Путина за счет Украины, не учитывают стратегические императивы Кремля. Во-первых, обеспечение Крыма – далеко не единственная причина, по которой Москва может решиться на создание «сухопутного коридора». В условиях падения популярности действующей власти и множества экономических неурядиц Кремль может быть заинтересован в «маленькой победоносной войне», но не в затяжном конфликте. Когда Умланд говорит о девальвации гривны и крахе украинской экономики, он не должен забывать, в каком состоянии находятся российские финансы. Осада укрепленного Мариуполя может стоить Москве очень дорого, как в виде прямых расходов и новых санкций, так и через опосредованные убытки: неминуемый рост курса доллара, бегство капитала, паника на бирже. Большая война с Украиной может обернуться социальными катаклизмами в самой России. Сомнительно, что их общество готово заплатить столь большую цену за «коридор» в Крым, пишет специально для Крым.Реалии политолог Сергей Стельмах.
Во-вторых, конечная цель Путина – не «крымский консенсус», который утратил политическую привлекательность для российского электората. Московские имперцы заинтересованы в ликвидации Украины как государства, а не просто – в признании аннексии полуострова или реализации «минских договоренностей» по выгодному им сценарию. Они планируют ослабить, а затем ликвидировать Украину посредством острого внутриполитического кризиса. Наиболее удачный вариант для Москвы – если в Украине даже на короткий промежуток времени возникнет вакуум власти, как это было в феврале-марте 2014 года. В таком случае «гибридная армия» Путина может пойти в наступление. Чем именно они будут оправдывать агрессию («коридор» в Крым или защита «русскоязычных»), значения не имеет.
Третье. Керченский мост – в первую очередь проект по «осваиванию» денег. Его отдали на откуп олигарху Аркадию Ротенбергу. В российских и зарубежных СМИ его неоднократно называли «другом Путина». Решение логистических проблем Крыма имеет важное, но второстепенное значение. Аргумент Андреаса Умланда о том, что Путин заинтересован в успешном развитии Крыма – вопрос дискуссионный. Видимо, часть европейских интеллектуалов полагает, что Москва намерена превратить «отжатую» территорию в некую витрину обновленной России. Реальные действия российского правительства и крымского «совмина» указывают на обратное.Судя по доводам Умланда в статье, он переоценивает значение аннексированного полуострова для Владимира Путина и принижает роль украинских солдат. На самом деле украинская армия и силовики – первая линия обороны Европы от московских реваншистов. Если Киев проиграет, Кремль при первой возможности начнет шантажировать страны ЕС, требуя уступок в странах Балтии или выдвигая ультиматумы НАТО.