Сурков еще не ушел в отставку, а в медиа уже обсуждают кандидатуру его возможного преемника.
И показательно, что первая фамилия, которая появилось в списке претендентов, – Михаил Бабич, представитель президента России в Приволжском федеральном округе.
В свое время именно Бабича Кремль рассматривал в качестве возможного преемника Михаила Зурабова на должность посла России в Украине. Это назначение должно означать очень простую вещь. Из центра политического влияния в Украине, сложных игр и комбинаций, которые больше не интересовали Путина, посольство должно было превратиться в военную организацию.
Киев тогда с назначением Бабича не согласился, и российский “силовик” остался на своей прежней должности. Но если он сейчас появится на Донбассе, это будет означать превращение «народных республик” в военные организации в чистом виде. Кремлю больше не будет интересен “народ Донбасса” и переговоры с американцами – какой из Бабича переговорщик! А вот надзиратель – отличный. Тем более над боевиками. Бабич будет следить, чтобы много не воровали, диверсии проводили по согласованию с Кремлем, без самодеятельности. И были готовы выполнить любой приказ российских хозяев. Политика, в которую так любил играть на Донбассе Сурков, окончательно уступит место позиционной войне.
Другой будет ситуация в случае назначения ответственным за Донбасс вице-премьера Дмитрия Козака. В этом случае нужно будет понимать, что главной целью куратора станет минимизация затрат на Донбасс. Путина в ситуации с Козаком не будет интересовать война. Он потребует содержание оккупированной территории с наименьшими затратами. Но при этом Козак, в отличие от Бабича, сможет имитировать переговорную активность и регулярно встречаться с тем же Волкером.
Толку от этого будет не очень много. Не только потому, что в России нет самостоятельных участников переговоров, и все вопросы решают Путин с окружением. А еще и потому, что сам Козак просто не способен понять, чем отличаются бывшие союзные республики. Его провал на приднестровском направлении – неплохая иллюстрация. Козак был уверен, что заставит согласиться с решением Москвы и власть Молдовы, и марионеток в Тирасполе. А в результате провалил задание. И я не думаю, что с руководством Украины он способен действовать иначе, чем с руководством Молдовы.
Но самое главное, конечно, это не то, каким будет характер оккупации. А то, что оккупация оккупацией останется, – какого бы “гауляйтера” Путин не выбрал для Донбасса.