Первый заместитель председателя Службы безопасности Украины (СБУ) Виктор Трепак подтвердил существование конфликта между СБУ и Генеральной прокуратурой Украины.
Об этом Трепак заявил в интервью Зеркалу недели.
“Конфликт между ГПУ и СБУ существует… Внешне он может восприниматься исключительно как персональное противостояние, что на самом деле не так. Бесспорно, субъективная составляющая в нем есть. Главные же причины этого конфликта — объективные, которые кроются, в частности, в законодательной регламентации деятельности оперативных служб СБУ и полномочий прокуратуры”, — сказал Трепак.
Он уточнил, что речь идет о действующем Уголовном процессуальном кодексе, который построен “на концептуально ошибочных началах”. В частности, он предусматривает тотальный прокурорский контроль над деятельностью оперативных работников и служб, что ставит под угрозу оперативную разработку, поскольку в самом ее начале появляется дополнительный потенциальный источник утечки оперативной информации.
“Тем больше угроза, когда речь идет о документировании противоправных действий самих прокуроров. Кроме того, прокурор, если у него есть персональный или “корпоративный” интерес, может заблокировать реализацию дела еще на стадии оперативного документирования”, — заявил Трепак.
По его словам, новый УПК принимался в 2012 г., то есть в тот период, когда тогдашний президент Виктор Янукович завершал концентрацию политической власти в своих руках.
“А непосредственную власть над правоохранительными структурами он (Янукович – ред.) хотел сконцентрировать в руках самого преданного ему человека — тогдашнего Генпрокурора Пшонки. Чтобы иметь полную осведомленность о том, чем занимаются все оперативные службы, чтобы легче было их контролировать и использовать. Тогда и придумали эту прокурорскую узду, которую набросили на оперативников и следователей, — процессуальное руководство. Хотя Конституция не предусматривает выполнения прокуратурой такой функции”, — сказал Трепак.