Его задача заключается в том, чтобы спустить конфликт на тормозах
Об этом написал российский политолог Дмитрий Орешкин.
По сообщениям украинской разведки, советник Владимира Путина Владислав Сурков недавно побывал в Донбассе. Если это действительно так, то подобные визиты я бы воспринимал, скорее, как сигнал к урегулированию конфликта.
Сурков, конечно, не голубь мира, однако он представляет рациональное крыло Кремля. Его задача состоит в том, чтобы спустить конфликт на тормозах. Если бы на повестке дня стоял вопрос о возобновлении боевых действий, в Донбасс ездили бы генералы, а не он. Кроме того, не зря он в январе встречался с помощником госсекретаря США Викторией Нуланд: идет какое-то согласование позиций. Оно непубличное, однако скрыть это не удается.
По моему мнению, боевых действий в Донбассе ожидать не стоит. У России сейчас крайне плохое экономическое положение. В подобной ситуации можно делать ставку только на стремительную победу. Но стремительной победы не получится: украинская армия уже достаточно сильная, страна очистилась от людей, работавших на Лубянку, сформировала свою идентичность и т. д. Соответственно, у нее есть боеспособность и готовность отвечать на подобные вызовы. Не думаю, что в Кремле сидят такие уж безумцы. Кроме того, Путин никогда не делает того, что от него ожидают. Если люди ждут нового цикла обострения в Донбассе, можно быть практически уверенным, что его не будет. Слишком дороги издержки подобного шага, в частности, усилится экономическое давление. На Западе прекрасно понимают, что оно эффективно.
Вторую войну наряду с Сирией Путин не потянет. Нет ни людей, ни денег. К тому же, нет большой социальной поддержки – она понемножку начинает выдыхаться, особенно когда дело касается Сирии. Победы там не получится, будет лишь очередное кровопролитие и еще одно поражение на фоне виртуальных побед. Поэтому, если в Донбассе что-то произойдет, я очень сильно удивлюсь и подумаю, что они там, наверняка, все сошли с ума.
Нужно также учитывать, что в преддверии президентских выборов Путину необходимо заниматься экономикой. Только если дела будут совсем плохи и другого выбора не останется, российский президент может прибегнуть к такому инструменту как война. Но пока ситуация не выглядит настолько безвыходной.
Таким образом, я склонен полагать, что задача Суркова в том, чтобы разрулить ситуацию. В этом он большой специалист, «решальщик»: на кого нужно надавить, кого – уговорить. На протяжении последних 15 лет у него это очень хорошо получается. Не исключено, что каких-то персон в ДНР/ЛНР сменят: раньше были люди войны, а теперь нужно поставить людей, которые более-менее вменяемо относятся к экономике. Это, опять же, стиль Суркова: он приезжает, подбирает нужных людей, смещает ненужных. И если он находится в Донбассе, значит это нужно расценивать как сигнал, что военные аргументы становятся все менее актуальными.
Тем не менее, Россия собирается оставить эти две непризнанные республики в сфере своего влияния. Москве осталось только понять, как это согласовать со США, Европой и Украиной – найти какой-то многомерный компромисс.
Идеальный вариант для Кремля: чтобы люди и идеология для Донбасса поступали из Москвы, то есть, рычаги управления регионом остались в ее руках, а платил за это Киев. Но так не бывает. Либо Киев будет требовать, чтобы регион полностью вернулся под его контроль, и тогда он будет его оплачивать, либо Москве придется взять на себя не только управление Донбассом, но и его содержание. Огромное количество бюджетников, соцвыплат, дотаций – у Кремля таких денег тоже нет. Поэтому он хочет оттуда каким-то образом выбраться, перепихнуть территорию на плечи Украине, и при этом не потерять лица.
Нынешние кремлевцы воспитаны в системе военных ценностей, мыслят в военно-стратегических терминах. Им очень важны такие аргументы как военный потенциал, хотя нормальным людям важны, скорее, экономический потенциал, производительность труда и т. д. Сурков же не принадлежит к военно-стратегической когорте – он из банковской сферы и описывает события совсем в других понятиях. Раз он приехал в Донбасс, танков вслед за ним ожидать не стоит. Если, конечно же, этот визит не был отвлекающим маневром.