В резолюции Совета Безопасности ООН, принятой вечером 17 февраля в поддержку минских соглашений, идет речь о территориальной целостности Украины и о прекращении войны на Донбассе.
Проект документа был предложен Россией и принят единогласно. О том, какое значение имеет решение ООН для России и Украины, “Обозреватель” спросил у экспертов.
Как заявил руководитель Центра военно-политических исследований Александр Мусиенко, приходится констатировать, что любой другой проект резолюции относительно Украины, кроме российского, вряд ли был бы принят на заседании Совбеза ООН, поскольку другие проекты РФ просто заблокировала бы, воспользовавшись правом вето.
“Россия и дальше продолжает диктовать и миру, и Украине свои условия решения конфликта. Это было и в Минске, это продолжилось и вчера на заседании Совбеза. Я считаю, что это просто верх цинизма и издевательства не только над Украиной, но и над всем цивилизованным миром делать из себя “миротворца”, как это делает Россия, в то же время когда российско-террористические войска нарушали перемирие и штурмовали Дебальцево”, – сказал Мусиенко.
Члены Совбеза это заглотнули, по мнению эксперта, потому, что содержание декларации по сути является правильным и, снова-таки, при условиях, что без решения России ее бы не приняли.
“На мой взгляд, перед ООН, в частности перед Совбезом сейчас стоят очень серьезные вызовы, и вопрос в том, насколько эта международная организация готова к изменениям и трансформациям, чтобы избежать судьбы Лиги Наций. А кроме того, насколько она готова быть действительно эффективной организацией в урегулировании конфликтов и установлении мира, и при этом демонстрировать свою эффективность”, – отметил эксперт.
Россия, по мнению политолога, продолжает систематически гнуть свою фальшивую, дезинформационную линию об ее военном отсутствии в Украине и убеждать мир в том, что в нашей стране гражданский конфликт. Украина сейчас должна более активнее работать со сбором доказательств российской агрессии и их передачи в международные организации.
“Считаю, что эта работа ведется недостаточно. В то же время, есть надежда на то, что после принятия вчерашней декларации шансы на мир существенно возросли и есть надежда, что режим прекращения огня будет продолжаться некоторое время”, – заявил Мусиенко.
Но не стоит забывать, что теперь после того, как есть эта декларация, Украина должна выполнить ряд других не самых благоприятных для нас условия Минский соглашений, в частности начать процесс внесения изменений в Конституцию.
“Стоит отметить, что Россия может избежать дальнейших санкций, ответственности и политической изоляции. В условиях отсутствия адекватных, жестоких, экономических санкций и давления со стороны мирового сообщества, агрессивная политика России может продолжаться. Украина же должна использовать время перемирия максимально эффективно, укрепляя и модернизируя армию и проводя реформы. У нас нет другого выхода, кроме как стать сильнее”, – подчеркнул эксперт.
Как подчеркнул научный сотрудник Института мировой экономики НАН Украины Всеволод Степанюк, резолюция, принятая Советом Безопасности ООН, выгодна России. “То, что эта резолюция была инициирована россиянами, является показательным, и это очень повлияет на развитие событий на востоке Украины. Я считаю, что минские договоренности в тактическом плане выгодны России, поэтому она и выступила инициатором этой резолюции, для того чтобы обвинить, в случае ее нарушения, украинскую сторону”, – сказал Степанюк.
Нарушение минских договоренностей и нарушение резолюции Совбеза ООН с правовой точки зрения является разными вещами.
“Нарушение резолюции ООН может иметь более тяжелые последствия, чем нарушение минских договоренностей. В то же время, эта резолюция может способствовать восстановлению долгосрочного перемирия. Дебальцево – это частный случай. Если “ДНР” и “ЛНР” собираются как-то жить отдельно от Украины, он им необходим, так как там находится стратегический транспортный узел”, – подчеркнул политолог.
По словам ведущего научного сотрудника Московского центра Карнеги Лилии Шевцовой, в этой резолюции есть две ловушки – политическая и правовая.
“Политическая ловушка – дело в том, что в отличие от предыдущих случаев, именно Москва предложила Совбезу одобрить резолюцию в поддержку мирного решения по Украине. Но Москва предложила это сделать, когда фактически поддерживаемые российской стороной сепаратисты продолжают военные действия на востоке Украины, в частности в Дебальцево”, – сказала Шевцова.
Это является циничным расчетом России – привлечь международное сообщество в лице ключевой международной организации к легитимизации минских соглашений, которые уже в настоящий момент доказывают свою несостоятельность.
“Москва фактически делает следующее – до недавнего времени она пыталась легитимировать гибридную войну в Украине. Теперь пытается добиться международной легитимации принуждения Украины к миру на российских условиях. Это продолжение лицемерной политики Москвы. В то же время, ни Украина, ни Запад не хотят открыто признавать, что идет война. Поскольку тогда Россия будет выступать в качестве международного агрессора, а не в качестве посредника. Сейчас мы видим продолжение весьма противоречивой, сложной, драматической ситуации, которая осложняет дальнейший поиск выхода из этого положения”, – отметила Шевцова.
Вопрос введения военного положения в Украине, по ее словам, является правовой ловушкой, поскольку, оно, по словам эксперта, будет иметь неоднозначные последствия для украинского развития.
“Сейчас стоит вопрос о возможности получить кредиты от МВФ и других, в случае введения военного положения это станет невозможно. Кроме этого, думаю, что это отразится и на внутренней политике. В свою очередь, Запад не готов рассматривать Россию – ядерную державу – в качестве воюющей стороны”, – подчеркнула эксперт.
Вместе с тем, дальнейшее продолжение политики гибридной войны приводит к тому, что нельзя называть вещи своими именами.
“В целом, этот вопрос требует привлечения правовиков международного права. Но могу сказать, что в современной мировой истории не разработан механизм выхода из подобного рода тупиковой ситуации. Также ясно, что формат Минска себя исчерпал. Считаю, без участия США как ключевой силы не может быть решения о выходе из этого кризиса”, – сказала Шевцова.