Для Соединенных Штатов Россия – всего лишь проблема, причем не самая серьезная. Как и неспособная на реформы Украина
Об этом на странице в ФБ пишет Петр Олещук, политолог, преподаватель КНУ имени Тараса Шевченко.
Ватники и их оппоненты на постсоветском пространстве часто страдают пережитками одного и того же взгляда на мировой порядок, который исходит из некоего фундаментального постулата, что США и Россия – извечные враги, которые стремятся ко взаимному уничтожению. Поэтому ватники “воюют” с США в Донбассе, а их оппоненты все ждут, когда же доблестные натовские воины сотрут в пепел Кремль.
Данная идея абсурдна. США и Россия – не враги. И большую часть истории врагами не были. Достаточно вспомнить, как во время Второй мировой США спасли своей военной помощью СССР (см. Россию) как геополитическое понятие.
Для современных Штатов Россия – это не враг. Вот вы бы считали своим врагом соседа пьяницу-дебошира, который иногда напивается и орёт в подъезде? Думаю, нет. Вы бы его не любили и не уважали, но считать его врагом?
Россия для США – не враг. Россия – это проблема. Проблема средней тяжести: неприятная, но не самая серьёзная. Проблему нельзя просто уничтожить, поскольку “уничтожение” будет означать образование на её месте других проблем. Потому проблему не пытаются уничтожить. Её решают. Её замораживают. Её ограничивают в масштабах.
Уничтожение такой большой, но сравнительно контролируемой проблемы, как Россия, будет означать образование ряда новых проблем: китайской экспансии, хаоса с ядерным оружием, образования новых исламских государств и ряда других. Потому эту проблему до известной черты будут сохранять в нынешнем положении.
Что для США Украина? Тоже проблема. Мельче и иного рода, но проблема. А как бы вы ещё оценили со стороны самую погрязшую в коррупции страну Европы с воровской “элитой”, переполненную агентурой той же России на всех уровнях, не способную на реформирование архаичного госаппарата и создание современной экономики?
Решают ли одну проблему накачкой оружием и деньгами другой проблемы? Почему США должны давать Украине оружие и просчитывать, сколько окажется у России, а сколько – у арабских боевиков?
Цели США понятны: не допустить образования на месте двух локальных проблем одной глобальной. Судьба отдельно взятой Украины или какого-то Донбасса тут может быть интересна только в контексте того, усиливает ли это напряжение и добавляет ли это проблем США.
Принесёт ли проблемы для США решительная победа России? Конечно. Это будет означать дальнейшую милитаризацию и экспансионизм России, которая будет означать расползание зоны нестабильности. Никто этого не допустит.
Принесёт ли проблемы для США решительная победа Украины? Возможно. Это усилит кризис российского государства с перспективой слишком быстрого и неконтролируемого распада. Это может превратить большую часть Евразии в зону постоянной нестабильности.
А вот какой-то непонятный “мир” на Донбассе – это неплохо. Конфликт локализирован и ограничен. Есть вероятность что он будет вялотекущим и принесёт некую простую и локальную проблему вместо большой и глобальной.
Россия – проблема. Украина – проблема. Две проблемы мирят, чтобы возникшая между ними проблема оставалась локальной, а не глобальной.
Может ли все измениться? Конечно. Если Россия станет такой проблемой, что её существование будет нести больше рисков, чем её ликвидация. Это не очень вероятный сценарий. У путинской России тонка кишка для серьёзного вызова.
Украина может превратиться из проблемы в союзника США. Это сложный, но не совершенно невероятный сценарий. Украина должна стать другой. Принципиально. Тогда в США могут посчитать, что Украина может быть неплохим гарантом отсутствия проблем на определённом геополитической участке. Тогда Украина получит все. Но это будет уже другая Украина.