Политические новости

Америка послала важный сигнал. Что это значит?

Вслед за слухами о том, что США готовятся восстановить канал коммуникации с Москвой по поводу ее агрессии в Украине, американский госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил, что важно иметь возможность решить украинско-российский конфликт вне минского формата, предположив, что Киев с Москвой могли бы это сделать.

Главное, по его словам, – смогут ли Украина и Россия урегулировать конфликт, а не то, в каком формате это будет сделано. Это замечание американский дипломат сделал на фоне заявления президента Петра Порошенко о подготовке законопроекта о реинтеграции Донбасса в состав Украины на условиях Минских договоренностей. “Апостроф” проанализировал перспективы усовершенствования формата мирного урегулирования.

Недавнее заявление госсекретаря США Рекса Тиллерсона, должно быть, огорчило партнеров Вашингтона в Киеве, Париже и Берлине. Главный американский дипломат высказал мнение, что власти Украины и России теоретически могут разрешить конфликт на Донбассе и в рамках Минских договоренностей, и вне их, но с достижением тех же целей. “Я думаю, что это очень важно, чтобы у нас была достаточная гибкость для достижения целей “Минска”, – заявил Тиллерсон. Если стороны найдут иной способ прекратить конфликт, считает он, лучше не быть “прикованным наручниками” к Минским договоренностям. Отчасти такая инициатива могла бы продвигаться через прямой канал общения между Москвой и Вашингтоном по поводу мирного урегулирования, если его восстановят и будут назначены новые спецпредставители с американской и российской стороны. На брифинге для прессы в четверг представитель госдепартамента Хизер Нойерт подтвердила приверженность США целям “Минска”, но, прежде всего, – целям пока неэффективных Минских договоренностей. В то же время она заявила, что не знает ничего о планах США взять на себя лидирующую роль в урегулировании.

До сих пор официальный Киев не давал оснований считать, что он всерьез рассматривает какие-либо альтернативы Минским договоренностям. Представители МИДа Украины в своих интервью ранее говорили о безальтернативности “Минска” или выражали принципиальную готовность к другим форматам, когда придет время и будет такая возможность. Замминистра иностранных дел Украины Вадим Пристайко, комментируя заявление Тиллерсона, заявил, что главное – достигнуть целей Минских договоренностей, а формат второстепенен. Тем более, что возможности минского формата ограничены. Президент Петр Порошенко, после слов секретаря СНБО Александра Турчинова о необходимости завершения АТО и перехода к иному формату защиты от российской агрессии, сообщил журналистам о подготовке законопроекта о реинтеграции Донбасса, который будет основываться на условиях “Минска”. Возможно, он и даст реальную почву для пересмотра способов урегулирования конфликта на Востоке Украины.

Альтернативы “Минску”
С одной стороны, отход от “Минска” может иметь плохие последствия, в первую очередь, для Украины – как для страны, которая его подписала. Например, даст аргументы России и сторонникам отмены санкций на Западе, тогда как сейчас такие риски мизерны. Если, конечно, отказ от минского формата не будет единогласным. Пока не видно причин, по которым Москва хотела бы отказа от “Минска”: для нее это может означать не только усиление давления, но и полный провал плана по реинтеграции оккупированных районов Донбасса в состав Украины на условиях Кремля.

С другой стороны, Минские договоренности, похоже, действительно исчерпали свой потенциал, который ограничивался оперативной деэскалацией на Донбассе в один из самых сложных для украинской армии периодов. Подписанты соглашений зашли в тупик, выход из которого найти не могут (представители Украины) или не хотят (ЛДНР и РФ). Некоторые украинские эксперты говорят о нежелании и украинского руководства искать альтернативы “Минску”. Но так ли легко их найти?

Позиция США может означать для Украины некоторые риски, связанные с возможным давлением на Киев. Нет сомнений, что Вашингтон и особенно администрация действующего президента Дональда Трампа хотели бы наименьшими усилиями добиться прекращения войны на Донбассе. Пока нет ясности, готов ли Белый дом для этого жертвовать национальными интересами Украины. Вадим Пристайко предлагает не искать черную кошку в темной комнате. Он заявил о нежелании трактовать слова Тиллерсона, поскольку тот сказал только то, что сказал: договариваться можно и в другом формате.

На самом деле, больше может беспокоить другое заявление американского госсекретаря: комментируя расширение санкций против РФ, Тиллерсон сказал о желании Белого дома иметь возможность увязывать санкции с тем, насколько плодотворно Россия сотрудничает с США в области борьбы с терроризмом и в усилиях по урегулированию конфликта в Сирии. В том числе, чтобы достигнуть целей “Минска”.

Антироссийские санкции США были введены не только за агрессивные действия Москвы в отношении Украины, поэтому не ясно, какие именно санкции Вашингтон хотел бы иметь возможность урезать, если Россия вдруг сделает что-то общеполезное. Ранее в Белом доме заявляли, что санкции за российскую агрессию в Украине будут действовать до прекращения войны и возвращения Крыма. Впрочем, после принятия в Сенате США новой поправки о санкциях против РФ, опасения насчет их отмены почти не имеют оснований: когда документ вступит в силу, президент, если он того пожелает, не сможет отменить санкции без согласия Конгресса.

Отменить нельзя оставить
“Нужно сказать, что США – не участники минского процесса, – отметил в комментарии “Апострофу” немецкий политолог, сотрудник Института евро-атлантического сотрудничества в Киеве Андреас Умланд. – Поэтому, возможно, такие высказывания не стоит рассматривать как такие уж важные. Но, в принципе, можно приветствовать то, что США сейчас больше интересуются этой проблемой. Если действительно можно найти какое-то решение вне минского формата, это было бы хорошо”.

Александр Хара, эксперт “Майдана иностранных дел”, не видит ничего плохого и в том, что США собираются наладить прямой диалог с Кремлем о Донбассе, поскольку все будет происходить под зорким глазом Конгресса и американского народа. “Сдачи Украины точно не стоит ожидать”, – заверил он. Для Белого дома такая активность означала бы некоторые дивиденды на внутренней арене на фоне связанных с РФ скандалов, но также – на внешней, поскольку в будущем могла бы открыть путь для сотрудничества с россиянами. С другой стороны, пока не похоже на то, что у Вашингтона есть какой-то план украинско-российского урегулирования. Хотя бы потому, что преемник Виктории Нуланд как спецпредставителя США в переговорах с Москвой пока не назначен.

По мнению экс-замминистра иностранных дел Украины Владимира Хандогия, заявление Тиллерсона похоже на первый сигнал о готовности США подключиться к урегулированию конфликта на Донбассе, что явно позитивно. И Киеву следовало бы обеспокоиться расширением формата переговоров с обязательным подключением США. “Мы не можем говорить о реальных результатах в вопросе урегулирования на Востоке Украины без прямого привлечения США к процессу переговоров”, – уверен дипломат.

Европейские санкции посредством резолюции Европейского совета привязаны к выполнению Минских договоренностей. Изменение формата мирного урегулирования по взаимному согласию не должно было бы поставить под угрозу существование санкций против РФ. Но вероятность такого развития событий крайне низка, полагает Андреас Умланд: “Такого рода подход не противоречит украинским интересам. Проблема в том, что в рамках минского процесса не удалось найти такое решение. Будет невозможно это сделать и в переговорах между Россией и Украиной вне минского процесса”.Возможно, помочь могло бы усиление давление на Россию со стороны Запада. Но если США, похоже, двигаются в этом направлении, то в ЕС все гораздо сложнее, отмечает политолог. Ведь нужно согласие всех стран Евросоюза. “Пока я не вижу возможности расширения санкций ЕС. Думаю, единственный вопрос, который остается пока открытым, – это проведение мирового первенства по футболу в следующем году в России. Возможно, будет некоторое движение в сторону его бойкота, если в 2018 году не улучшится ситуация на Донбассе. Но это пока чисто спекулятивное предположение”, – резюмировал Умланд.

Собеседники “Апострофа” уверенно говорят о том, что “Минск” не дал реальных результатов и требует совершенствования, а то и вовсе пересмотра. По мнению Владимира Хандогия, какие-то шаги в сторону замены или дополнения “Минска”, расширения формата возможны лишь по совместной инициативе Украины и западных участников “нормандской четверки”. В таком случае можно даже надеяться на согласие Кремля, для которого это станет способом сохранить лицо.

“Это большой вопрос, пойдут ли россияне на это. Но это предмет переговоров… Все зависит от плоскости, в которой этот вопрос поставят перед россиянами американцы, как будут свою позицию формулировать французы и немцы. Мне кажется, есть возможность переубедить россиян”, – сказал “Апострофу” Хандогий.

Александр Хара отмечает: в первую очередь, интересно, что американской стороне в свете идей Белого дома может предложить во время возможного визита в Вашингтон Петр Порошенко – будет ли он говорить о безальтернативности Минских договоренностей, которые отражают сущность конфликта в Украине как якобы гражданской войны, а не российского вторжения? По мнению дипломата, “политический стиль и логика его политических действий загнали Порошенко в определенную колею”, из которой президенту выйти будет сложно.

innika