В тревоге и союзники, и противники Асада: его слабость может сделать Сирию еще более уязвимой для жестоких джихадистов ИГИЛ. По данным СМИ, Путин планирует удары по ИГИЛ - вместе с США или врозь. Возможно, Обама все-таки встретится с Путиным в Нью-Йорке, хотя США пресекли "антитеррористическую" инициативу РФ в ООН. "Путин ввязывается в дела Сирии, чтобы выторговать разрешение укреплять российские позиции на Украине", - считает Ноа Фельдман.
“По словам двух информированных источников, президент Путин, твердо намеренный укрепить единственный военный аванпост России на Ближнем Востоке, готовится нанести авиаудары по ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. – Прим. ред.) с аэродромов в Сирии в одностороннем порядке, если США отвергнут его предложение объединить силы”, – пишет Bloomberg. Путин стремится не допустить краха режима своего давнего союзника Башара Асада.
Третий источник утверждает: предложение России, которым она поделилась с США, предполагает “параллельные курсы” – совместные боевые действия и, одновременно, политический переходный период, в результате которого Асад утратит власть.
Неназванный вашингтонский чиновник сказал: “США готовы обсудить координацию ударов, чтобы избежать недружественных инцидентов с российскими самолетами, но Америка и ее союзники (…) не станут привлекать силы Асада к своим усилиям”.
По сведениям издания, Кремль уже составил проект просьбы к верхней палате парламента об одобрении переброски 2 тыс. военнослужащих ВВС в Сирию.
Предстоящий впервые за 10 лет визит президента России в Генассамблею ООН должен был обеспечить печать международного одобрения для военной вылазки Путина в Сирии посредством принятия декларации Совбеза ООН в поддержку всеобщей борьбы с терроризмом. “Однако американские дипломаты отвергли это предложение, разрушив надежды России вступить в Нью-Йорк на следующей неделе в ореоле святости”, – пишут обозреватели Foreign Policy Колум Линч и Джон Хадсон.
“Демарш США имел место после продолжавшихся не одну неделю переговоров за закрытыми дверями с участием США, России, Китая, Великобритании и Франции. На прошлой неделе американские дипломаты однозначно дали понять, что Вашингтон не видит смысла в продолжении обсуждения российского проекта”, – говорится в статье.
Авторы статьи комментируют: “Это окно возможностей вряд ли вновь откроется в Нью-Йорке. Путин сначала планировал пробыть там три дня, но теперь дипломаты говорят, что, по-видимому, он сократит поездку до одного дня, когда он обратится к Генассамблее ООН (вскоре после президента США Барака Обамы)”.
“Российская стратегия подразумевала критику политики США в Ираке и Ливии, возлагая вину за дестабилизацию региона на военное вмешательство НАТО в 2011 году”, – пишет издание. В проекте заявления также подчеркивалась “необходимость оказать серьезную военную поддержку и усилить боевой потенциал стран-членов ООН в регионе, активно вовлеченных в контртеррористические операции”.
В документе также содержался призыв к Израилю и палестинцам возобновить мирные переговоры, выражалась “глубокая обеспокоенность” по поводу предполагаемого применения “Исламским государством” химического оружия и поддерживались российские усилия по включению Сирии и Ирана в контртеррористический фронт, передают авторы.
“Эта риторика отражает желание России убедить США и другие ведущие державы в том, что Сирию и Иран следует рассматривать как партнеров, а не противников в борьбе с терроризмом”, – говорится в статье.
“В среду официальные лица США заявили, что президент Обама решил встретиться с российским президентом Путиным на следующей неделе в Нью-Йорке, если эту встречу удастся организовать”, – сообщает The New York Times.
“Обама противился встречам с Путиным в условиях глубоких разногласий из-за российского вмешательства на Украине в прошлом году. Но он пришел к выводу, что сейчас встреча может принести пользу: подкрепит призыв к Кремлю о соблюдении прекращения огня близ российской границы и одновременно позволит ратовать за дипломатические усилия в Сирии”, – говорится в статье.
Некоторые советники Обамы опасались, что такая встреча будет на руку Путину и станет “наградой для международного задиры”, но “госсекретарь Керри выступает за попытки сотрудничества с Россией, даже вопреки рискам, а европейские союзники хотят, чтобы Обама встретился с Путиным и от общего имени заявил ему, что Москва должна выполнять Минские договоренности”, говорится в статье.
“Будь у нас шанс поговорить с русскими, мы бы сфокусировались на повторении мыслей, которые мы и наши европейские партнеры втолковывали им насчет Украины”, – сказал один неназванный чиновник. По словам того же чиновника, Обама порекомендует России прекратить поддержку Асада и присоединиться к политическим усилиям, цель которых – передача власти новому сирийскому правительству.
Асад выдержал почти пять лет восстания против его правления, которое привело к катастрофической гражданской войне, но в это лето его позиции значительно ослабели, пишут журналисты The Financial Times. Международные союзники и противники Асада в одинаковой степени серьезно обеспокоены: его слабость может сделать Сирию еще более уязвимой для жестоких джихадистов ИГИЛ, удерживающих почти полстраны.
“Российские чиновники начали волноваться по поводу того, что сирийский президент утрачивает слишком большую территорию слишком быстро, поднимая не только серьезные вопросы безопасности, но и политические вопросы. Москва опасается, что падение режима отнимет у нее возможность сохранить влияние в будущем сирийском государстве”, – говорится в статье.
“Устранить сирийское правительство, просто разгромив его, очень опасно, – заявил чиновник из российского МИДа. – Это может закончиться катастрофой, как в Ливии”.
Если применить размещенные в Сирии российские силы, это, безусловно, окажет влияние в краткосрочном периоде, признают авторы статьи. Российские силы в Сирии включают в себя четыре новейших многоцелевых боевых самолета, 24 штурмовика и бомбардировщика и шесть боевых вертолетов, по данным IHS Jane.
“Даже если российская помощь могла бы дать режиму военное преимущество, есть признаки нарастающего недовольства внутри социальной базы режима Асада”, – отмечают авторы, упоминая акции протеста против повышения цен и перебоев с электроснабжением, прошедшие в лояльной режиму южной провинции Сувайда и в Латакии.
“В Дамаске, по словам жителей, режим закрыл некоторые турагентства и запретил поездки для многих сирийцев – очевидно, опасаясь оттока из страны среднего класса, чье присутствие укрепляло его легитимность. Многие сирийцы среди беженцев и мигрантов, прибывших в Европу, приехали из областей, подконтрольных Асаду”, – говорится в статье. Есть мнение, что режим распадается изнутри.
“Иногда говорят, что Путин ввязывается в дела Сирии, чтобы отвлечь внимание от его бесконечной экспансии на Украине. Вероятно, это слишком простое объяснение. Путин ищет, что предложить Западу, чтобы выторговать разрешение продолжать укрепление российских позиций на Украине”, – пишет в BloombergView профессор международного и конституционного права из Гарварда Ноа Фельдман. Путин использует сирийскую игру не как отвлекающий маневр, а как козырь.
“Во всем мире не так уж много мест, в которых Россия может предложить Западу что-то нужное. Сирия – единственный регион, в котором Россия способна помочь США и Европе”, – отмечает автор.
“Кризис с беженцами постепенно превращает сирийскую гражданскую войну во внутриевропейскую проблему”, а США заинтересованы в завершении этого конфликта, так как он создает условия для экспансии “Исламского государства”, но “ни у США, ни у Европы нет возможности и готовности положить конец сирийской войне”, говорится в статье.
США использовали военно-воздушные силы, чтобы бороться с ИГИЛ, но в полной мере сдержать рост суннитской вооруженной группировки не удалось, констатирует автор. Добиваться в таких условиях падения режима Асада США опасаются, и не без оснований: это привело бы к поглощению страны “Исламским государством” и массовым убийствам алавитов.
“Единственное хоть сколько-нибудь вообразимое избавление от гражданской войны – уменьшенная Сирия. Асад может рассудить, что лучше уж ему управлять такой страной, чем отправляться в изгнание”, – считает автор. И Россия вполне может принять участие в защите этой урезанной территории от ИГИЛ с привлечением своих ВВС.
“Признав де факто уменьшенную Сирию, Запад ничего не теряет в своей борьбе с ИГИЛ, действия против группировки даже могут упроститься. Однако это может и укрепить “Исламское государство”, так как оно получит надежду на долгосрочное признание в регионах бывшей Сирии, где сунниты составляют большинство”, – указывает Фельдман.
“Кроме того, часть этой сделки – гласное или негласное приятие путинской агрессии на Украине, а это позволит Путину укрепиться в качестве опасного экспансиониста от внешней политики – и в качестве внешнеполитического виртуоза, – полагает автор. – Тем не менее, цена сирийской войны, измеряющаяся в человеческих жизнях, огромна и продолжает расти. Поэтому было бы глупо не глядя отвергнуть возможность сделки с Россией. У Путина все схвачено. Теперь дело США – оценить, к чему приведет его игра, и определиться, сможет ли Обама уйти со своего поста, начав процесс восстановления хоть какой-то стабильности в хоть какой-то части Сирии”.