После моего визита в Украину и общения с военными (разного уровня и званий) сложилась печальная картина: как по поводу состояния армии, так и насчет возможности этой армии защитить страну в случае полномасштабного конфликта с Россией.
Думаю, что вероятность этого сценария сегодня очевидна уже каждому, кто более или менее следит за геополитической и военной ситуацией в этом регионе, пишет бывший боевой офицер Армии обороны Израиля, военный эксперт Игаль Левин.
Россия сейчас разворачивает три новых дивизии на границах с Украиной. Наращивает группировку в Крыму. Идет стремительное перевооружение армии РФ. Ее войска сейчас находятся в Сирии и проходят там обкатку, как говорится, на «живых» целях. Примечательно, что на Ближнем Востоке РФ задействовала новейшие образцы техники. Будь то танки или самолеты. Многие из этих образцов еще ни разу не применялись в реальных боевых условиях.
Конечно, мощная группа войск на границе с Украиной – это в первую очередь рычаг политического давления. Но все это железо требует огромных денег и обеспечения. Речь ведь идет о регулярных частях. Возможно, в случае кризиса власти в РФ может произойти цепочка событий, которые окажутся фатальными, и все эти войска покатятся на запад. Не учитывать данного сценария – значит, прятать голову в песок и надеяться, что буря пройдет сама собой.
И вот тут мы подходим к самому интересному. Разрыв (во всем: от техники и уровня подготовки до количества солдат) между армиями России и Украины настолько огромен, что у последней нет никаких шансов в случае прямой конфронтации. В случае конвенциональной войны между армиями России и Украины не будет никакого противостояния. Будет:
1) молниеносное уничтожение ВВС Украины и систем ПВО со стороны ВКС РФ. Полный контроль воздушного пространства;
2) уничтожение мостов и инфраструктуры, паралич системы логистики. Уничтожение штабов и ключевых точек;
Читайте также: Разведка рассказала о темпах строительства российской армии
3) морские десанты с юга, которые Украина не сможет остановить, так как Черное море контролирует флот РФ;
4) вследствие полного воздушного господства со стороны ВКС произойдет разгром регулярных войск ВСУ и Нацгвардии;
5) занятие территорий российскими войсками.
Комментарии, как говорится, излишни. На случай прямой агрессии со стороны РФ Украине нужно не модернизировать архаичные, опирающиеся на советский «скелет» ВСУ, а готовиться к войне слабых, к герилье, партизанщине. Войне малых автономных тактических групп. Создавать резервистскую службу по месту жительства. Перетряхнуть все среднее и высшее командование, уволить генералов еще «советской» закалки, заменяя их теми, кто прошел АТО (из разряда средних командиров — майоров, полковников). «Развязать» руки младшим офицерам, позволив проявлять инициативу, ошибаться. Список того, что нужно сделать, на самом деле огромен.
Отмечу, что ожидать таких реформ от государства в ближайшем будущем не придется. Украинскому государству не нужно вооруженное ополчение (то бишь вооруженное общество), развернутое по территориальному принципу. Государство сейчас всеми силами старается подчинить все военизированные структуры себе, в рамках ВСУ, тех самых архаичных ВСУ, которые примут на себя первый – и скорее всего последний – удар армии РФ.
Это подводит нас к тому, что гражданское общество должно взять эти функции в свои руки. Подготовка, обучение партизанскому делу, привлечение военных специалистов из-за границы, вовлечение участников АТО в эти гражданские структуры по подготовке. Речь идет не о создании очередного ДУКа или батальона по типу ОУН, тем более что оружие и снаряжение требуют больших денег. Я говорю о создании гражданских структур, которые в случае оккупации смогут вооружиться (при развале и отступлении ВСУ оружие будет достаточно легко заполучить) и, имея базовые знания в тактике и военном деле, дать организованный отпор агрессору. Стать теми организованными ядрами инициативных людей, вокруг которых кристаллизуются солдаты, отступающие и дезорганизованные в случае разгрома.
Заканчивая, я призываю обратиться к истории. Мы видим, что в прошлом редко где регулярной армии удавалось остановить и победить захватчика, и именно партизанское сопротивление переламывало хребет оккупанту, вынуждая его уйти. На ум приходят как французско-испанская война эпохи Наполеона Первого, так и советско-афганская война, а также ряд конфликтов, которые проходили между двумя этими войнами. Народу Украины нужно оглянуться в прошлое и готовиться к худшему сценарию, но никак не уповать на политиков и генералов, которые с радостью отдадут свою страну в лапы победителя. Именно так в свое время поступила испанская аристократия, отдав Испанию в лапы Наполеона.