Это должно стать частью плана "Восстановления Украины", целью которого является восстановление Донбасса после АТО и углубление сотрудничества с ЕС.
По мнению экспертов, именно действующая редакция украинской оборонной доктрины привела к неготовности страны эффективно защищать свои восточные границы.
Менять свою доктрину готовится и РФ.
План действий “Восстановление Украины”
3 августа премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о том, что Украина нуждается в обновлении своей оборонной доктрины.
“В новой оборонной доктрине Россия должна быть признана как государство-агрессор, основная и единственная страна, которая угрожает территориальной целостности и национальной безопасности Украины”, – рассказал Арсений Яценюк во время заседания правительства в среду.
Новая военная доктрина – часть представленного главой правительства Плана действий “Восстановление Украины”.
Этот план имеет целью восстановление Донбасса после боевых действий, помощь участникам АТО, а также выполнение соглашения об ассоциации с ЕС и введение безвизового режима с Евросоюзом.
Среди оборонительных инициатив плана действий также – проект “Стена”, который, по словам Арсения Яценюка, состоит в “строительство реальной государственной границы между Украиной и Российской Федерацией”.
Ранее губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский и губернатор Донецкой области Сергей Тарута уже предлагали построить на границе металлический забор или вырыть ров.
Евроатлантическое сотрудничество
Арсений Яценюк также напомнил, что правительство уже одобрило законопроект об отмене внеблокового статуса Украины и восстановлении курса на евроатлантическую интеграцию.
Украинские власти ранее заявляли о том, что надеются существенно углубить сотрудничество с НАТО по результатам предстоящего саммита Североатлантического альянса в Уэльсе, который пройдет 4-5 сентября.
В правительстве говорят о том, что сейчас цель Украины – получить “специальный статус особого партнера” НАТО и “статус ключевого союзника США”.
Действующая военная доктрина Украины
Украина не так давно уже меняла свою Военную доктрину – в июне 2012 года ее новую редакцию подписал тогдашний президент Виктор Янукович.
“Военная доктрина Украины – это система руководящих взглядов на причины возникновения, сущность и характер современных военных конфликтов, принципы и пути предотвращения, подготовки государства к возможному военному конфликту, а также на применение военной силы для защиты государственного суверенитета, территориальной целостности, других жизненно важных национальных интересов “, – говорится в Нажать документе.
Отдельно в нем отмечается внеблоковость Украины. “Украина придерживается политики внеблоковости, расценивает ее как важный фактор снижения напряженности военно-политической обстановки в регионе”, – говорится в 18-й статье действующей доктрины.
По мнению военного эксперта Владимира Гулимы, нынешняя Военная доктрина в определенной степени является причиной ситуации, которая сейчас сложилась на Донбассе.
“К сожалению, в свое время в доктрину были внесены основополагающие пункты, которые не позволяли нам готовиться к обороне со стороны РФ. Поэтому имеем то, что имеем: совершенно обнаженную границу, совершенно неотработанные планы отражения нападения с востока”, – считает эксперт.
Он добавляет, что сейчас ожидаются изменения именно к тем статьям “военной конституции”, где говорится о внеблоковости Украины и направлениях опасности.
“Сейчас объективно изменилась ситуация. Если в нашей предыдущей доктрине не назывались страны, от которых мы ожидаем наибольшую угрозу, то, думаю, в новой это будет определено. Действительно, самым большим вызовом и большой угрозой, к сожалению, сейчас для нас на ближайшие 5-10 лет будет оставаться Российская Федерация”, – говорит Владимир Гулима.
Планы РФ
В начале сентября свои планы изменить военную доктрину озвучили и российские власти.
Мотивируется это расширением НАТО, проблемами противоракетной обороны и ситуацией в Украине.
“Я не сомневаюсь, что вопрос о приближении военной инфраструктуры стран-членов НАТО к границам нашей страны, в том числе путем расширения блока, сохранит свое место в качестве одной из внешних военных опасностей для Российской Федерации”, – рассказал заместитель секретаря Совета Безопасности России Михаил Попов.