В Малайзии, чей самолет Boeing рейса MH-17 сбили 17 июля 2014 года в небе над Донецкой областью, надеются уже к концу этого года узнать имена виновных в катастрофе, приведшей к гибели 298 человек, 43 из которых были гражданами Малайзии. Суд, как ранее решили причастные к расследованию страны, должен пройти в Нидерландах, по нидерландскому законодательству. О перспективах привлечения виновных в этом страшном преступлении к ответственности - в первую очередь, россиян - "Апострофу" рассказал российский журналист и публицист Леонид Радзиховский.
Причастные к катастрофе сбитого Boeing уже названы по именам расследовательской группой Bellingcat. Не думаю, что будут какие-то другие имена. Может быть какой-то более расширенный список. Но ясно, что названы будут примерно они же. Вопрос не в том, кто будет назван. Вопрос в том, насколько убедительные предъявят улики. Как я понимаю, тот факт, что этот самый “Бук” (из которого был сбит самолет, – “Апостроф”) не вырос сам собой в чистом поле, а что его притащили из России, потом утащили обратно в Россию, – уже несколько лет никаких сомнений ни у кого не вызывает.
Так что причастные будут названы. Но Россия их, конечно, никому не выдаст. А за границу эти люди и сами давным-давно не ездят. Не верю я в эти душераздирающие подробности из дешевого детектива, что их тут всех поубивали: никто их не поубивал, они живут себе. Вот и будут сидеть в России.
Россия не признает результаты этого суда. Это то же самое дело Андрея Лугового – тут гадать нечего. Британский суд осудил Лугового за убийство Александра Литвиненко. Реакция России: все ложь, все чепуха, суд поддельный, судья подкуплен. Никакой реакции. А Луговой – депутат Госдумы. Правда, депутат невыездной. А чем это обернется для высшего руководства России, то есть для Путина? Опять-таки, дело Лугового: ничем. Понятно, что Луговой полоний не в аптеке купил и поехал травить Литвиненко не для собственного развлечения. Легко догадаться, кто может отдавать такие приказы.
Точно так же легко понять, что эти деятели, которые таскали “Бук”, не просто так поехали поохотиться. Наверное, приказ они получили не лично от Путина. Но, во всяком случае, ракетными установками “Бук”, как я понимаю, распоряжается генеральный штаб, министерство обороны – это ведь не охотничье ружье. То, какое именно ведомство отдало приказ, конечно, никакое голландское следствие установить не может. Но даже если бы установило и предъявило обвинения, допустим, начальнику Генерального штаба или [министру обороны РФ Сергею] Шойгу, никакая реакция все равно не последовала бы.
Суд в Нидерландах или где-то еще в отсутствии обвиняемых провести, конечно, можно. Хотя это будет довольно странный суд: одно дело, когда судят заочно одного человека, как в деле Лугового, а другое – когда 10-12. Теоретически и такой суд могут провести. Но никаких последствий – ни юридических, ни фактических – для этих людей в России не будет, а вне России они не ездят. Мне трудно судить, возможны ли какие-то санкции после того, как Россия откажется выдавать виновных. Голландия теоретически может новые санкции вводить. Голландцы, как и все европейцы – народ расчетливый, практичный. Не думаю, что они будут увязывать сбитый Boeing, скажем, с торговлей с Россией. Но все зависит от того, какой будет там реакция общества.
Никого Россия никогда не выдаст – никаких сомнений тут быть не может. Разница между Россией и Ливией, которую обвинили в теракте над Локерби (авиакатастрофа, произошедшая 21 декабря 1988 года в небе на Шотландией, в результате теракта погибли 270 человек – 259 на борту самолета и 11 на земле. Лишь через много лет глава Ливии Муаммар Каддафи согласился выдать виновных в теракте, – “Апостроф”), и которая признала виновными своих официальных лиц, очень простая. Ливия – относительно небольшая страна, не имеющая ядерного оружия, не имеющая постоянного места в Совете Безопасности ООН, с помощью которого Россия может заблокировать любую резолюцию, против нее направленную. Ливия не вела такую большую торговлю и от нее особенно никто не зависел. При Путине никакой ответственности Россия не признает и на себя не возьмет. После Путина – я тоже в этом очень сильно сомневаюсь.
Давайте возьмем другой прецедент. Россия [в лице СССР], как известно, уже сбивала пассажирский самолет – южнокорейский пассажирский Boeing в 1983 году. Тогда Москва совершенно не скрывала, что она сбила, никаких извинений Южной Корее не последовало, ни о каком наказании речи быть не могло. И что, кто-то порвал с Россией дипломатические отношения, ввел какие-то санкции? Пошумели и успокоились. А президент [США Рональд] Рейган (ведь большинство пассажиров были американцами) через три или четыре года после сбитого Boeing приехал в Москву, обнимался-целовался с Горбачевым и ни словом не упомянул про этот самый Boeing.
Так что я бы не преувеличивал реакцию мирового сообщества. С Путиным, давно уже абсолютно демонизированной на Западе фигурой, которую сравнивают чуть не с Гитлером, распрекраснейшим образом встречаются и общаются.