В 1938 году ключом от Европы были Судеты. В 2014 году ключом от Европы стал Донбасс. Об этом пишет историк Андрей Плахонин.
Потеря Донбасса Украиной, как цена за гарантии мира, сродни потере Чехией Судет в сентябре-октябре 1938 года, — после полугода хрупкого мира, агрессор сделал еще один шаг и оккупировал всю страну, расчленив ее на части. И если Германия не в состоянии вынести малейший урок из своей истории, то Украина не должна забывать, что причиной гибели Чехословакии накануне Второй мировой войны стал пацифизм ее элит, стремление опереться не на свои силы, а на сомнительные соглашения с союзниками.
Армия Чехословакии в сентябре 1938 была в состоянии противостоять агрессору, и, в случае малейшего сопротивления с чешской стороны, союзники были бы вынуждены вступить в войну, к которой Гитлер не был готов. Нерешительность самих чехов заразила союзников, погубила страну, и, в конце концов, всю Европу. В марте 1939 Гитлер был уже в Праге, и всего лишь через полгода, опираясь на дополнительный промышленный потенциал Чехии, он уже был способен вести большую европейскую войну. Еще через год почти вся Европа лежала у его ног. Так и Путин для осуществления своих имперских амбиций нуждается в промышленном и людском потенциале Украины.
В 1938 году ключом от Европы были Судеты. В 2014 году ключом от Европы стал Донбасс.
За это время Германия из Третьего Рейха Гитлера превратилась в страну Даладье и Чемберленов. От нее пахнет слабостью и продажностью элит, — запах жертвы для новых завоевателей Европы. И если бы не заокеанский мировой полицейский, европейские миротворцы уже хлебом-солью встречали бы своих новых хозяев.
Украине остается только отчаянно блефовать перед Европой, соглашаться на мирные инициативы, но упорно не останавливать каток антитеррористической операции, благо неспособность боевиков выполнить минимальные требования для начала переговоров вполне очевидна. Старая Европа поворчит, но все равно потом вынуждена будет подключиться, подталкиваемая к этому союзниками Украины в ЕС и США. Ведь как нерешительность чехов в 1938-м, так и мужество украинцев в 2014-м может оказаться заразным для Европы.