Если присмотреться, то близкая к нулю цифра, озвученная замполитом боевиков, значительно больше, а история дезертирства в "ДНР" богата и многогранна.
Кремлевский пропагандист Захар Прилепин заявил, что в бандформированиях “ДНР” практически нет дезертиров. «Из армии ДНР, скажу я вам, не дезертирует вообще никто. То есть, статистика на уровне 0,00000000001%. Чего дезертировать, если сам пришел. Тут наоборот очередь в армию», – цитируют слова Прилепина сепаратистские СМИ.
Однако, если присмотреться, то близкая к нулю цифра, озвученная замполитом боевиков, значительно больше, а история дезертирства в “ДНР” богата и многогранна.
Начать можно с упреждающего «Постановления Совета Министров ДНР» №6-5 за подписью тогдашнего главаря “республики” Алекандра Бородая от 25 мая 2014 года. В пункте 6 «документа» «О введении на территории Донецкой Народной Республики военного положения» говорится буквально следующее; «Уполномоченные представители Совета Безопасности формируют на местах Военно-полевые суды, в составе пяти человек, с обязательным включением двух представителей местных или центральных органов государственной власти ДНР, из лиц старше 35 лет. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления: умышленное убийство, или покушение на него, шпионаж, диверсия, поджог, мародерство, разбой, грабеж, хищение и повреждение военного имущества, распространение панических слухов или призывов к неподчинение военным властям, уклонение от военной службы или дезертирство… подлежат ответственности по законам военного времени перед Военно-полевыми судами».
В августе 2014 года в «республике» было принято «Положение о военных судах» и «Уголовный кодекс», предусматривающий смертную казнь за особо тяжкие преступления, к которым относилось и дезертирство.
О том, что явление продолжало иметь место, нам известно, как минимум, из эпичного видео, где «доброволец»-якут избивает «добровольца»-москвича именно за дезертирство. Датируется видео февралем 2015 года. Это при том, что россияне, в отличие от местных «шахтеров», изначально находились в армии в более привилегированном положении.
Но и этих мер оказалось недостаточно. Главное управление разведки при Министерстве обороны Украины неоднократно сообщало о российских «заградотрядах», препятствующих бегству местных «пятнадцатитысячников» (15 000 рублей – зарплата в «армии ДНР». Прим. ред) с боевых позиций. Кроме того, с личными составами из местных регулярно работают специально прибывшие из РФ военные психологи, а для более объемного эффекта с целью запугивания армейскими корпусами РФ проводятся «тренировки» по задержанию дезертиров с разрешением применения оружия в случае неповиновения. Такие мероприятия проходили, например, в оккупированной Кадиевке.
В октябре-ноябре 2017 года, по сообщениям разведки и украинских волонтеров, случаи саботажа и дезертирства только участились.
В частности, из нескольких источников известно, что отказались массово выполнять боевые задачи «2 АК ЛНР» и «1 АК ДНР», сорвавшие план очередной ротации на передовую после выплаты зарплаты 16-17 ноября – бойцы не досчитались своих «боевых» и решили более не усердствовать.
По поводу последнего подразделения цифры «недобора» по состоянию на сегодня – от 70% до 40% в отдельных частях – приводит координатор группы “Информационное сопротивление” Дмитрий Тымчук. По его словам со ссылкой на официальные отчеты штаба “1 АК ДНР”, которые передаются российским кураторам, в отдельных случаях численность роты в составе батальона не превышает численности взвода. Боевики дезертируют из-за плохого отношения командования к личному составу, поборов с заработной платы и отсутствия снабжения и увольнительных. Недовольны они и нарушениями условий “контракта” – списанием убитых и раненых задним числом.
«В итоге, после каждой выдачи месячного денежного довольствия из рядов корпуса уходит приблизительно в 3-5 раз больше личного состава, нежели поступает на службу за тот же период», – утверждает Тымчук.
Недаром в ноябре в оккупированных городах появились листовки с предупреждениями о последствиях дезертирства из рядов “армии ДНР”. Пропагандисты “пугают” наемников цитатой Александра Захарченко: “От дезертирства до предательства один шаг назад: ты лишь подумал об этом, а уже предал своих товарищей!”.
Факты дезертирства и СОЧ (самовольное оставление части) прямо подтверждает создатель террористической банды “Восток” Александр Ходаковский, который в июле 2017 года сообщил о том, что «недоукомплектованность, сокрытие фактов самовольных оставлений частей, сокрытие потерь перед вышестоящим начальством, — это все имеет место быть”.
“Вы представьте себе ситуацию, что по штатам военного времени, у нас на километр фронта должна быть одна цифра, фактически она в разы меньше, по штатной численности, а в действительности, этой штатной численности нет и в половину, например. И это есть нормальное положение вещей», – возмущается Ходаковский.
Судя по всему, массовое бегство продолжается, несмотря на все запугивания и «заградительные» мероприятия, которые спецкорпуса, вероятно, не успевают осуществлять в необходимом объеме. Между количеством и качеством людей, нужных для «сомкнуть ряды», выбирать уже не особо приходится.
А вот как на смешную припепинскую «арифметику» в 0,000000…%, которую подхватили местные пропагандисты, отреагировал сегодня местный боевик «Ольхон»: