Удачный запуск межконтинентальной баллистической ракеты КНДР, которая способна поражать цели на территории США, стал возможен благодаря тому, что северокорейскому режиму удалось приобрести мощные ракетные двигатели на черном рынке.
. В публикации издания The New York Times со ссылкой на Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) предполагается, что ракетные двигатели якобы были изготовлены на украинском заводе “Южмаш” в Днепре во времена СССР. В Украине эту информацию категорически опровергли, при этом скандал можно объяснить тремя версиями. Почему каждая из них не исключает других, “Апострофу” рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко.
Первая версия, которая наиболее популярна в Украине, – дезинформационная кампания со стороны России. Цель этой кампании очевидна – это реакция на введение новых санкций против России, особенно тех, что касаются энергетической сферы. Также это реакция на то, что в последние два месяца наблюдается положительная динамика в отношениях между Украиной и США. Поэтому через “причастность” Украины к ситуации в КНДР Россия пытается дискредитировать ее в глазах администрации [президента США Дональда] Трампа.
Вторая версия заключается в коррупционной составляющей, поэтому не исключается, что украинские предприятия находятся в не лучшем состоянии, особенно после разрыва военно-технического сотрудничества с Россией, и, соответственно, чтобы компенсировать эту убыточность, появляется черный рынок. Несмотря на то, что Украина является одним из важных экспортеров на рынке вооружений, военных технологий, такая версия, если учесть коррупционную составляющую, не является безосновательной.
Третья версия. Заключается в том, что публикация в The New York Times, а перед тем размещение информации на сайте Международного института стратегических исследований могло быть инициировано со стороны Белого дома. Цель такой публикации связана с тем, что ситуация вокруг Корейского полуострова обостряется из-за ракетных испытаний Пхеньяна, а окружение Трампа таким образом пытается расширить возможности для собственных маневров относительно российско-украинского конфликта. Поэтому формулировка о том, почему эти ракеты могли быть незаконным образом вывезены с российского и/или украинского завода, может расширить действия Трампа относительно украинского кризиса и проблемы КНДР.
Что в этой ситуации делать Украине? Пока секретарь СНБО Александр Турчинов отреагировал и заявил, что в ситуации есть российский след. Это, собственно говоря, типичное заявление секретаря СНБО. Однако для того, чтобы Украина не оказалась в центре скандала, нужно более документировано это доказывать. Пока ситуация не катастрофическая, поскольку отсутствуют сильные доказательства того, что это было вывезено с “Южмаша”. Однако Украина должна максимально продемонстрировать свою открытость, активизировать свои усилия на северокорейском направлении. Учитывая то, что Украина еще 4 месяца будет оставаться непостоянным членом Совета безопасности ООН, она имеет свой голос, когда принимаются резолюции о новых санкциях против КНДР.
Эта ситуация может иметь более серьезные последствия для Украины, чем те, что были в случае со скандалом с Ираком (Украину во времена Леонида Кучмы обвиняли в том, что она якобы поставляла в Ирак радиолокационные системы “Кольчуга”, – “Апостроф”), поскольку страна, которая причастна каким-то образом к ядерным программам КНДР, может оказаться под непредсказуемым давлением международного сообщества и нынешней администрации США. Одно дело – поставлять вооружение и какие-то военные технологии разным диктаторским режимам, но гораздо серьезнее, если есть какие-то основания обвинять государство в том, что некое оборудование и технологии попали в руки КНДР или в руки международных террористов. Поэтому нужно эту историю принять во внимание и максимально ограничивать связи с черным рынком вооружения, чтобы потом не возникало скандалов на международном уровне.