Политические новости

Боги без войны. Артиллерия ВСУ готова сыграть свою роль в освобождении Донбасса

Война на Донбассе в очередной раз подтвердила решающую роль артиллерии в ходе боевых действий. И это при том, что на основе опыта локальных войн последнего десятилетия многие западные эксперты стали заявлять чуть ли о не о «закате века артиллерии» - пишет Народная правда..

Правда, стоит отметить, что после сентября 2014 года война на Донбассе превратилась в позиционную чуть ли не в стиле Первой Мировой и тут на первый план вышла именно артиллерия. В ходе же летней кампании хотя артиллерия и играла важную роль, однако очень часто не успевала реагировать на локальное изменение линии фронта, во многом ее успех зависел от профессиональных действий пехоты, с чем у нас были определенные проблемы.

Боги без войны
В 2014 году в боевом составе ВСУ было две отдельные артиллерийские бригады:

— 26-я в г. Бердичев (Житомирская область). На вооружении 36 САУ «Мста-С», 18 «Гиацинт-С», 12 противотанковых орудий МТ-12 «Рапира»;

— 55-я в г. Запорожье. На вооружении 54 орудия 2А65 «Мста-Б», 12 противотанковых орудий МТ-12 «Рапира».

К этому стоит добавить два полка реактивной артиллерии — 15-й РеаП с РСЗО «Смерч» и 27-й с РСЗО «Ураган» (в каждом по 3 реактивных дивизионов, всего 36 пусковые установки). По линии ГРАУ также проходил единственный полк, вооруженный тактическими ракетами «Точка-У».

Была артиллерия и непосредственно в составе семи механизированных, двух танковых, одной горно-пехотной, трех аэромобильные и одной воздушно-десантной (25-я) бригады. Бригадные артиллерийские группы были вооружены достаточно пестро — так, в 25-й ОВДБр это были САУ 2С9 «Нона», у других аэромобильников самоходной артиллерии не было — только дивизион гаубиц Д-30. Еще более сложной была ситуация в других бригадах. Так, в танковых в бригадной артгруппе числился дивизион САУ 2С3 «Акация» (18 машин) и реактивный дивизион с 18 БМ-21 «Град». На вооружении 128-й горнопехотной бригады состоял дивизион САУ 2С1 «Гвоздика».

Самой «разномастной» была артгруппа 51-й механизированной бригады, на вооружении которой состояли как САУ 2С1 «Гвоздика», так и 2С3 «Акация». Вооружение артгрупп остальных шести отдельных механизированных бригад (24-й, 28-й, 30-й, 72-й, 92-й и 93-й) было стандартным — дивизион САУ 2С3 «Акация» и рекативный двиизион на БМ-21 «Град».

Стоит отметить, что по сравнении с остальными родами войск подготовка артиллеристов в ВСУ за годы независимости ухудшилась незначительно. Ведь в какой-то момент в Министерстве Обороны Украины более рациональным и дешевым способом утилизации боеприпасов советского производства был признан отстрел. Поэтому артиллеристы (причем исключительно буксируемая артиллерия, с «самоходчиками» было сложнее), в отличии от тех же танкистов, с полигонов что называется «не вылазили» — за настрел стволов волноваться не приходилось — орудий было на хранении больше чем достаточно. Фактически нужен был минимум топлива для тягачей и все. Кроме того, не было недостатка в толковых офицерах — во времена Союза на территории УССР было сразу два артиллерийских училища и учились там совсем не представители окраин империи, а почти исключительно русские и украинцы.

Поэтому несмотря на все проблемы с техническим состоянием (прежде всего САУ) с началом войны на Донбассе артиллерия оказалась в состоянии выполнять поставленные командованием задачи.Реалии войны
Уже во время освобождения Славянска и Краматорска широко использовалась как буксируемая, так и реактивная артиллерия. Причем если бригадные артгруппы использовались в связке со «своими» бригадами, то отдельные артбригады использовались как средство усиления на конкретных направлениях, поэтому были «раздерганы» чуть ли не по батарейно.

Тяжелые РСЗО «Ураган» и «Смерч» использовались исключительно по указанию командования сектора, а «Точки-У» вообще были личным резервом начальника Генерального Штаба и каждое применение санкционировалось напрямую из Киева.

С разворачиванием полномасштабной войны, боевики стали активно использовать прежде всего реактивную артиллерию для ведения контрабатарейной войны. Развернутые практически в голой степи наши артиллеристы оказывались легкой мишенью. Так было, например, в начале июля в районе Красного Лимана, когда в результате точечного артиллерийского удара были уничтожены сразу 6 орудий 2А65 «Мста-Б» 55-й артбригады.

Достаточно большие потери артиллеристы понесли в приграничных боях. Тут прежде всего пострадала матчасть 24-й и 72-й механизированных,а также 79-й аэромобильной бригады и 25-й воздушно-десантной. У последней потери «Нон» в боях за Шахтерск были настолько велики, что в срочном порядке бригадная артгруппа была перевооружена, как и аэромобильные бригады на буксируемые гаубицы Д-30.

Эти потери (причем не только уничтоженные, но и просто брошенные) заставили искать срочную замену — в итоге очень скоро на фото и видео с фронта замелькали снятые с хранения гаубицы Д-20.

Достаточно серьезные потери понесла наша армия и при отражении российского вторжения в августе 2014 года под Иловайском. Так, под Старобешево и Мариуполем бойцы 55-й бригады бросили как минимум 9 орудий 2А65 «Мста-Б». Однако эти потери не шли не в какое сравнение с тем, какой вклад внесла артиллерия в отражение наступления. В некоторые дни были моменты, когда только действия артиллерии останавливали россиян он дальнейших шагов. Так, было в конце августа, когда для обеспечения выхода группировки из-под Иловайска все известные места концентрации российских подразделений были накрыты всеми огневыми средствами — от «Точек-У» до «Смерчей» и «Градов».

До сих пор неизвестно сколько российских контракников и срочников погибло в уничтоженном лагере в Старобешевском районе, сколько погибших было в колонне под Новоазовском.

Новый «букет» крупного калибра
Подписание Минских соглашений в сентябре 2014 года позволило нашим вооруженным силам «придти в себя». Увидев эффективность применения артиллерии, большие усилия стали прилагать к восстановлению и модернизации артиллерийского парка ВСУ.

Так, на вооружение снова были приняты мощные 203-мм САУ 2С7 «Пион» (пошли на вооружение новой (43-й) артбригады. Началось формирование еще трех новых артбригад: 40-й в Николаевской области, 44-й в Тернополе и 45-й в Яворове. По штату им были положены два дивизиона 2А65 «Мста-Б», дивизион 2А36 «Гиацинт-Б» и противотанковый дивизион с МТ-12 «Рапира».

Формирование на базе бывших батальонов территориальной обороны новых механизированных и мотопехотных бригад потребовало восстановления дополнительного количества артиллерийских орудий. При этом САУ 2С1 «Гвоздика» шли на вооружение механизированных бригад (53-й и 54-й), мотопехотные получили буксируемую артиллерию в виде Д-20 и Д-30. Была также организована отдельная артиллерийская группа в составе береговых частей военно-морского флота.

В войсках активно стал внедряться опыт летней кампании 2014 года — артиллеристы учились быстро сменять позиции после открытия огня, стала отрабатываться тактика совместного применения отдельных батарей. Причем это происходило не только на полигонах — именно благодаря активному применению артиллерии боевикам не удалось взять Донецкий аэропорт осенью 2014 года. Они сами признавались в огромном количестве потерь и еще более возросшем профессионализме украинских «богов войны».

В тоже время постепенно происходил и качественный рывок — так, на вооружении появились подвижные РЛС контрбатарейной борьбы, переданные США, массово стали применяться БПЛА (преимущественно волонтерские) для корректировки артиллерийского огня.

Все это позволило артиллерии сыграть огромную, если не основную, роль в зимней кампании 2015 года под Дебальцево. Наличие большой группировки вне «дебальцевского кармана» позволяло командованию парировать удары на основных направлениях. Проблемы возникали на «дальних рубежах», куда ствольная и самоходная артиллерия от Светлодарска просто физически не доставала. Попытки использовать «Точки», например, в Логвиново были крайне неэффективными.

С другой стороны, только после того как в район были подтянуты артиллерийские части российской армии (например, на САУ «Мста-С») и подавлена бригадная артгруппа 128-й горно-пехотной бригады, боевики смогли начать наступление и выдавить ценой огромных человеческих потерь нашу группировку с позиций.

После февраля 2015 года война на Донбассе приобрела позиционный характер, в котором основную роль играет артиллерия. И это при том, что формально действуют Минские договоренности об отводе вооружений с калибром свыше 100 мм от линии разграничения.

Подводя итоги применения украинской артиллерии в ходе войны на Донбассе нельзя не отметить, что за три года войны украинские артиллеристы получили огромный опыт в применении артиллерии в условиях позиционной войны. И «бог войны» остается одним из ключевых инструментов в ходе войны на Донбассе, нанося противнику серьезные потери: по некоторым данным около 80% уничтоженных боевиков за 2015 — 2017 гг. — от ударов нашей артиллерии.

innika