Встретился с коллегой, который вернулся из деловой поездки в Германию. Он с сожалением резюмировал итоги своих встреч с немецкими партнерами: "Ни в Германии, ни теперь у нас нет уже никаких восторгов и никаких завышенных ожиданий. Даже высказывали немцы некоторое недовольство, дескать, чего это ваши власти предъявляют какие-то претензии политикам Евросоюза по-поводу финансовой помощи, они от этого, похоже, сильно подустали".
Об этом информирует блогер Александр ГОНЧАРОВ.
В самом деле, мы постоянно что-то просим у Запада, повторяя “Нужны деньги”, а из-за этого, по мнению моего коллеги, даже среди бизнесменов уже нелегко складываются диалоги равноправных партнеров.
И вот еще о чем он мне рассказал. В Европе не боятся России, там рассуждают очень прагматично. К примеру, местные бизнесмены ему говорили о том, что России, имеющей около 3% мирового ВВП, безусловно, очень сложно противостоять по всем направлениям США, Канаде и странам ЕС, у которых суммарно около 60% мирового ВВП.
Но в тоже время спрашивали у моего коллеги, мол, если за Украиной такая мощная международная поддержка, почему мы допускаем одну неудачу за другой? Не пора ли самим изменяться, искореняя коррупцию?
Что ж, справедливости ради, надо признать, что пока нам приходится жить на международную финансовую помощь, размеры которой сильно огорчают Кабмин Арсения Яценюка. И никто во власти не хочет обратить внимание на потенциал внутреннего инвестора.
К примеру, общаясь с конкретными предпринимателями, переехавшими из Донбасса в Киев, они отмечают, что и рады бы начать новый бизнес, для этого у них с партнерами есть деньги на инвестиции. Более того, у них есть и инвестиционные проекты, которые они готовы развивать и получать прибыль, в том числе увеличивая в Украине налогооблагаемую базу.
Однако ключевая проблема в том, что сегодня у нас много неопределенностей на долгосрочную перспективу. Ведь инвестиционные проекты (по своему личному опыту знаю) можно начинать строить на перспективу не менее 5 лет, чтобы затем выйти на точку безубыточности. Ну, а 3 года – это уж совсем какой-то небольшой проект. Плюс у нас нет на перспективу стабильного механизма курсообразования хотя бы на текущем уровне.
И как в этой ситуации А.Яценюк и А.Абромавичус привлекают для реализации различных экономических проектов внутренних инвесторов? А никак! Ни Кабмин, ни Минэкономразвития не удосужились даже подготовить соответствующую национальную Программу.
Более того, в условиях мощного давления со стороны бизнеса и общества, которые видят в астрономической 30% учетной ставке НБУ чуть ли не корень всех бед и проблем украинской экономики, руководство Национального банка продолжает сохранять выдержку и хладнокровие. И сколько еще рынку ждать от НБУ не агрессивных, а конструктивных и сильных решений? Чтобы эти действия госрегулятора инициировали позитивные тренды по процентным ставкам и были нейтральными на текущий курс валют.
Не поэтому ли в текущих условиях украинские компании и предприятия не готовы расширять бизнес, их выручка уменьшается и, пожалуй, одной из последних жертв среди крупнейших холдингов стала группа “Метинвест” Р.Ахметова и В.Новинского.
Нынешняя ситуация вокруг промышленных предприятий вселяет тревогу и эта ситуация может резко измениться к худшему. К тому же компании не берут новых специалистов, значит, боятся нового витка кризиса. А ведь, как известно, рынком в Украине двигают крупные игроки.
Конечно, рано или поздно, но финансово-экономический блок Кабмина и Национальный банк Украины должны будут вмещаться в ситуацию на нашем внутреннем рынке совместного инвестирования.
Власти должны вмешаться, я в этом уверен. Иначе окажемся все вместе под медным тазом. Сколько времени пройдет, прогнозировать не могу. Одно ясно, одни лишь административные меры финансовых властей и международные кредиты только усугубляют проблемы, необходимо стимулировать внутреннего инвестора и активно развивать украинский рынок совместного инвестирования.
К сожалению, только сейчас замечаем эти возможности. И это, скорее, наша большая ошибка или серьезное упущение.