Политические новости

Кремлевские старцы и отсутствие стабильности в Украине, — Портников

В отличие от россиян, которые застыли в брежневизме, как муха в янтаре, украинцы не знали ни десятилетия мнимой стабильности.

35 лет назад радиостанции и телеканалы Советского Союза начали транслировать траурную музыку: населению решили сообщить о смерти генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Брежнев тяжело заболел задолго до своей смерти, фактически перестал работать, но сам факт его пребывания на высших должностях в «империи зла» символизировал для партийной элиты и населения ту же стабильность, которую теперь принято называть застоем.

Советские люди, измученные этой стабильностью дефицита и серости, ожидали перемен — и они к ним пришли. Смерть Брежнева открыла эпоху ожесточенной борьбы за власть, попыток реформ, перестройки и гласности. В конце концов, государство, которым руководил Леонид Брежнев, исчезло с политической карты мира. И начались настоящие изменения — потому что без демонтажа Советского Союза они были просто невозможны. Именно этот демонтаж позволил увидеть, чего на самом деле хотели теперь уже бывшие советские люди.

В России изменения фактически завершились в начале нового тысячелетия, когда по решению стареющего президента Бориса Ельцина к власти пришел молодой чекист Владимир Путин. Ельцина в конце его правления тоже сравнивали с Брежневым — он был не очень здоров, не всегда адекватен, принимал решения с помощью окружения. Но сейчас, спустя 17 лет, ясно, что на Брежнева похож Путин. Ведь Брежнев тоже пришел к власти относительно молодым человеком — и практически законсервировал систему власти. Руководители страны и регионов при нем в большинстве своем оставляли кабинеты,
только когда умирали. Путин приближается к этому «золотому стандарту» брежневизма.

Брежневский режим пытался сделать вид, что живет по правилам цивилизованного мира, но становился агрессивным, когда речь шла о сфере влияния «кремлевских старцев» — вспомним о вторжении в Чехословакию и Афганистан, угрозы Польши, генерирование нестабильности в Африке и Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Новые «кремлевские старцы» напали на Грузию и Украину, поддерживают авторитаризм на постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. При этом россияне живут при новом «застое» лучше, чем в 90-х годах. Примерно так отзывались об эпохе Брежнева. Так что Путин — это Брежнев сегодня.

Разница между украинцами и россиянами

А теперь посмотрим на Украину — Брежнев родился в этой стране и способствовал многолетнему пребыванию у власти в Киеве своего земляка Владимира Щербицкого. В те годы Украина мало чем отличалась от Российской Федерации. Однако как самостоятельное государство Украина стала развиваться совсем иначе.

В отличие от россиян, которые застыли в брежневизме, как муха в янтаре, украинцы не знали ни десятилетия мнимой стабильности. Пять президентов, два восстания, постоянная конкуренция и политическая борьба, запрос на перемены. В России смотрят на все это с ужасом — здесь привыкли воспринимать развитие как хаос и катастрофу, а застой — как благо. Именно поэтому россияне ностальгически вспоминают «дорогого Леонида Ильича» и поддерживают «дорогого Владимира Владимировича», а для украинцев и Брежнев, и Путин — персонажи из чужой неутешительной истории.

regional