Политические новости

В США предложили использовать FATF для поиска активов Путина

В банковском комитете Сената США прошли третьи слушания по санкциям против России. Единственной мерой, с которой согласились все участники, остался запрет на иностранные инвестиции в российский госдолг. Также, судя по вопросам сенаторов, новые санкции ждут олигархов. А для поиска активов лично Владимира Путина эксперты посоветовали привлечь FATF — главную межправительственную организацию по борьбе с отмыванием денег.

Состав выступавших перед сенаторами свидетелей был не таким интересным, как в предыдущие разы — не было ни действующих сотрудников администрации, как на первых слушаниях, ни бывших чиновников уровня Майкла Макфола, как на вторых. За экспертизу по России отвечал директор по российским исследованиям Американского института предпринимательства Леон Арон, за санкции — работавшие в минфине США при Бараке Обаме Элизабет Розенберг и Далип Сингх.

Одним из главных предметов обсуждения стал подписанный вчера Дональдом Трампом указ, позволяющий вводить санкции против иностранных граждан и компаний за вмешательство в американские выборы. И сенаторы, и эксперты согласились в том, что указ не даст никаких результатов, потому что в нем не прописаны ни обязательные условия наложения санкций, ни последствия для нарушителей. «Это не попытка сдержать Россию, а попытка удержать Конгресс от продвижения в сторону действительно работающих санкций против России»,  — заявил автор одного из санкционных законопроектов DETER Act сенатор Крис ван Холлен, а Далип Сингх назвал указ «больше похожим на пресс-релиз, чем на политическое решение».

Из вопросов сенаторов можно сделать вывод, что важным предметом обсуждения для них являются новые персональные санкции против российских олигархов — о потенциальном эффекте таких мер спрашивали сразу несколько членов комитета.

На прошлом заседании Майкл Макфол, напомним, передал сенаторам список из 12 олигархов, против которых, по его мнению, надо ввести санкции. Сегодня мнения экспертов разделились. «Представьте, что Ротенберги, Тимченко и Ковалевы приходят к Путину и говорят: Владимир, на нас наложили санкции, измени свою политику. Они же просто не выйдут из его кабинета. Такие санкции — не работающий политический инструмент», — рассуждал Леон Арон.

Бывший чиновник минфина Сингх не согласился: «надо вводить санкции против конкретных лиц, они позволяют добиться такого же эффекта, как секторальные, и при этом несут намного меньше риска негативных побочных эффектов для экономики».

Отдельно сенаторы обсудили будущий доклад об активах и деньгах Владимира Путина (Элизабет Розенберг посоветовала использовать для его создания то, что США сейчас председательствует в FATF — главной межправительственной организации по борьбе с отмыванием денег) и идею сенатора Элизабет Уоррен о рассекречивании закрытой части февральского «кремлевского доклада» минфина США. Для это минфину США достаточно собственных полномочий, пояснила Розенберг. В закрытой части доклада содержится больше имен и информации об активах российских олигархов чиновников, чем в открыто опубликованной.

Итоговые рекомендации экспертов совпали с советами, которые были даны на предыдущих слушаниях: все они высказались за запрет на покупку американскими инвесторами новых выпусков российского госдолга, но против мер, которые могут вызвать в России серьезный экономический кризис.

Именно по последней причине минфин США был против санкций в отношении госдолга в 2014 году, но сейчас ситуация изменилась — российская экономика чувствует себя гораздо лучше, и запрет на покупку ОФЗ иностранными инвесторами ее не обрушит, отметил Сингх.

Елена Каденко