Политические новости

Выводы подполковника Лайонела Уигрэма: Как должна вести бой пехота и три типа солдат во взводе

Журналист Юрий Бутусов приводит в Фейсбуке рекомендации подполковника британской армии Л. Уигрэма по тактике ведения боя пехотинцами.

“В бою взвод без вариантов действует в составе двадцати двух военнослужащих, и вне зависимости от оценки «хороший-плохой» полка к которому взвод принадлежит, личный состав любого взвода может быть классифицирован по следующим группам:

Шесть волевых бойцов, которые пойдут куда угодно и выполнят что угодно.

Двенадцать «овец», которые будут следовать на небольшой дистанции сзади при условии, если будет кому их вести.

Девять-шесть, которые убегут.

Обсуждал эти цифры с большим числом народа и все соглашаются, хотя и бывают ничтожные поправки по цифрам. Эти цифры в грубом виде точны, что подтверждается количеством приговоров военных трибуналов за бегство с поля боя, которые бывают после каждой операции. В каждом батальоне бывает цифра между сорока и шестьюдесятью приговорённых, и конечно, много таких, которых не поймали.

Рассматривая эти цифры, мы можем понять, что группа волевых бойцов – это группа потери которой не восполняются. Нам нужно найти более экономичный метод ведения боя.

По мне, так мы до сих пор не внедрили в наш учебный процесс опыт Битвы за Францию, и, особенно боёв с япошками в Малайе. В Малайе наше собственное положение было очень похоже на положение немцев на Сицилии. Мы готовили наше отступление от высоты к высоте, ожидая, что япошка будет нас атаковать. Но он ничего такого делать не собирался. Он, используя мельчайшие партии отборных военнослужащих вооружённых пистолет-пулемётами и пулемётами, просачивался через охранение по одному и парами. К утру он мог блокировать дороги у нас в тылу, обстреливая транспорт и связь, уничтожая НП и радиостанции, и так нас дезорганизуя что нам приходилось отходить в беспорядке от позиции к позиции, вообще не видя противника. Японские военнослужащие, делавшие эту работу, понесли очень небольшие потери.

Полагаю, что ключ успеха в будущих боях в Европе содержится в организации войск таким же образом. Проблема будет решена, как я предлагаю, если каждый батальон сможет подготовить один-два взвода обученных работать в тройках, каждая из которых должна быть вооружена пулемётом и пистолет-пулемётом и готова полагаться только на себя. После того как будет установлено соприкосновение с противником, эти бойцы будут высылаться в сумерках и занимать позиции в ближайшем тылу противника с рассветом. Это без вариантов принудит противника отступить.

Несколько раз поступали предложения решать такие задачи просачиванием целого батальона через фланги в тыл. Это осуществимо, но не думаю, что может быть сопоставимо по успеху с просачиванием троек и приведёт к большим потерям, потому что немец обычно защищает свои фланги пулемётами и артиллерийскими НП. Не думаю, что успешное просачивание возможно даже ротами или взводами – за исключением очень подходящей местности.

Предлагаю следующие шаблоны:

А. Ночная атака за последовательным сосредоточением огня или огневым валом (обычные здесь виды огневой поддержки атаки).

Взвод в составе 22 бойцов (штат британского пехотного взвода того времени) делится на следующие группы:

– первая группа в составе всех стрелков во главе с взводным;
– вторя группа – три пулемётные Брен-группы (по три бойца на каждый пулемёт Брен);
– третья группа – расчёт двухдюймового миномёта (60 мм), следующий в тылу первой группы.

Командиры этих трёх групп это трое из шести надёжных людей во взводе. Другие трое надёжных – их заместители в группах на случай смерти или ранения.

Способ движения в этом случае прост – взвод управляется как отделение. Группа стрелков движется в относительно плотном ночном порядке (дозор) – это необходимое условие, чтобы никто не потерялся. Брен-группы действуют в таком же порядке. Первая и вторая группа действуют на флангах друг у друга (предпочтительно, чтобы Брен-группы были с небольшим уступом назад) на дистанции 50-100 ярдов (в зависимости от видимости между первой и второй группой). Расчёт двухдюймового миномёта следует в 50 ярдах в тылу группы стрелков.

Как только огонь переносится, и группа стрелков оказывается обстреляна, стрелки ложаться. Заместитель взводного (сержант из надёжных) тут же вводит в действие свои Брены, направляя огонь на вражеский пулемёт или пулемёты. Без вариантов это заставит пулемёты противника замолчать. Специально отслеживал эту тему и проверил, обсуждая с большим числом взводных. Как только наши пулемёты открывают огонь немцы (всегда использующие трассеры) замолкают. Думаю, что они нервничают или хотят засечь наших. Они молчат, пока мы не останавливаем наш шквал, и как только наступает затишье, они открывают огонь снова. Никто никогда не видел и не слышал Шпандау и Брен стреляющими в одном месте и в одно время. Их огонь всегда следует друг за другом. Даже неточный огонь наших Бренов заглушит Шпандау на время пока стрельба не будет прекращена.

Как только Брены заглушили вражеские пулемёты, взводный подымается, побуждает остальных стрелков следовать за собой и движется прямо на вражескую позицию под прикрытием огня Бренов. Если есть необходимость, он также может указать миномётчикам бросить одну или две мины. Почти всегда ему удастся достичь вражеской позиции за один бросок, так как немцы, как правило, не открывают огня (особенно ночью) пока мы не приблизимся на 200 ярдов или ближе.

В. Дневная атака за последовательным сосредоточением огня

Деление на группы такое же. Но движение более рассредоточенное, бойцы по одному, на интервалах по 5 ярдов. Если предстоит движение по местности с высокой вероятностью простреливаемой противником, взводный указывает замкомвзвода сначала выдвинуть пулемётные группы, а затем начинает движение своей. Взвод движется по схеме «Огонь и движение», во всём управляемый как отделение.

С. Дневная атака, бой малых подразделений без поддержки последовательным сосредоточением огня тяжёлой артиллерии (например, отдельно действующая рота с задачей поставить заставу на высоте)

Предлагаю, чтобы Трёхнедельные курсы подготовки непосредственно к боевым действиям строго выполняли следующую последовательность прививки боя:

А. Каждый курсант должен послушать звук Брена, Шпандау, Шмайссера и Томпсона.

В. Затем военнослужащие должны познакомится с обстрелом, ведущимся в другую сторону, а потом над их головами, чтобы у них развился навык достаточный для различения, когда стреляют в них, а когда в другом направлении.

С. Следует ежедневно внушать солдатам, что им нужно усвоить разницу между обычным шумом боя и огнём направленным непосредственно на них. Они должны усвоить, что надо продолжать движение вперёд, не обращая внимания ни на какой шум, пока они сами не являются целью.

Как бы мы не рассуждали в тылу, факты таковы, что часть батальона выводится от боя.

Обычно это порядка двух пехотных отделений в каждой роте и порядка шести унтер-офицеров /NCOs/ и рядовых на взвод. Это должно быть признано в тылу и обучение батальона должно вестись в составе за вычетом этих процентов.

Насколько возможно надо увеличить численность отделения, чтобы компенсировать наличие находящихся в тылу. Текущая штатная численность рассчитывалась исходя их того, что выведенного в тыл кадра подразделений не будет.

Система пополнения личным составом

Считаю, что она препятствует развитию высококвалифицированной пехоты. Военнослужащих сначала накапливают в депо пополнений, а затем распределяют, как придётся. Если мы не можем отказаться от этой системы, то это очень сильный аргумент в пользу моего предложения по отбору военнослужащих для применения тактики просачивания”.

Подполковник Л.Уигрэм. Командир 5-го батальона, Королевский Восточно-Кентский полк, 36 бригада, Средиземноморское объединение войск союзников, 16 августа 1943.

Подполковник Уигрэм был автором учебника по боевой подготовке британской пехоты времен Второй мировой войны, преподавал тактику в военной академии, погиб в бою в 1944 году.

Уигрэм акцентировал внимание, что минимальные потери пехоты – результат правильной активной тактики боя.

Пехота должна осуществлять самостоятельные действия.

Подготовка должна предполагать самостоятельные действия пехоты малыми группами.

Наиболее оптимально использование тактики просачивания в промежутках боевых порядков противника для расстройства его ближних тылов.

В пехоте должна готовиться к огневому контакту – все без исключения, поскольку на фронте необходима взаимозаменяемость. Пехотинцы должны в ходе маневров учиться слышать обстрел из стрелкового оружия, чтобы распознавать куда и ведется огонь, не паниковать услышав не прицельный обстрел.

Уигрэм отметил как большую проблему малую численность пехотинцев в штатной структуре отделения и взвода, что делает пехоту очень неустойчивой к боевым потерям, ограничивает ее ударную силу.

regional