Политические новости

Яценюк не тонет, и это большая проблема для Порошенко

Украина слишком слаба, чтобы отказаться от финансовой поддержки международных финансовых доноров, хотя не понятно, хватит ли ей силы выдержать еще год-полтора правления ставленника этих доноров.

Об этом пишет шеф-редактор “Обозревателя” Орест Сохар.

Петр Порошенко хотя и не шахматист, но со своим политическим партнером Арсением Яценюком попал в ситуацию цугцванга. Если вы не знаете игровой терминологии, то представьте себе озеро с грязью и гроссмейстера в нем на самой середине. К какому бы берегу он не решил плыть, все же придется глотнуть, так сказать, “беды”.

Не правда ли, что в тот неприятный цугцванг Порошенко попал по собственной воле, оттягивая отставку Яценюка: он же хотел отставки премьера, и добивался этого всеми фибрами своей политической души. Но планируя этот шаг, Петр Алексеевич вынужден был выбирать между украинским народом и Государственным департаментом одной из заокеанских стран.

Украинцы – за отставку главы Кабмина, и поэтому неудивительно, что у Арсения Петровича рекордно высокий отрицательный рейтинг, где-то порядка 70%. Остальные 30% граждан, вероятно, не знают фамилии премьера.

Однако представители заокеанской страны оказались большими сторонниками реформаторского курса Арсения Петровича и настаивали на сохранении своего ставленника во главе Кабмина. По данным нескольких моих собеседников, об этом Порошенко сказал недавно в Мюнхене госсекретарь США Джон Керри, а также несколько заезжих в Украину представителей международных финансовых организаций.

Опять же, источники утверждают, что Порошенко до последнего уговаривал Яценюка подать в отставку добровольно. И это знаменитое заявление Президента с призывом “уйти по-хорошему” было элементом публичного давления на главу правящего Кабмина. Но мегасилы воли и отсутствие достоинства позволили Арсению Петровичу удержаться на должности. За 6-7 часов до голосования о доверии Кабинету министров было известно, что Яценюка публично унизят, устроят общественные чтения на тему коррупции в исполнительной власти, объявят работу КМУ неудовлетворительной, но десятка два голосов депутатов для роспуска Кабмина не хватит.

В итоге имеем премьера без гражданского доверия, без достоинства (извините за повтор) и без понимания дальнейших шагов выхода из кризиса: страна слишком слаба, чтобы отказаться от финансовой поддержки международных финансовых доноров, хотя не понятно, хватит ли ей силы выдержать правление еще год-полтора ставленника этих доноров.

Экономические риски – это не единственная проблема, порожденная эгоистичным поступком лидера “Народного фронта”. Ведь в Раде уже де-юре нет коалиции, из нее официально вышла “Батькивщина”. Формально, эту политическую пустоту можно заполнить радикалами, которым всего-то и надо, что спикерский пост.

Готов ли Порошенко пожертвовать своим любимцем Гройсманом ради политической стабильности. Или, может быть, Гройсман стоит перевыборов, которые непременно наступят в случае окончательного распада коалиции?

Стоит напомнить, что в случае, если из коалиции де-юре выйдет и “Самопомощь”, то единственным спасением для Арсения Петровича будет идти в коалицию с бывшими “регионалами”. Еще один немаловажный фактор украинской политики – Михеил Николозович Саакашвили. Он уже практически создал свою политическую силу и собирается начать всенародную антикоррупционную кампанию против Яценюка и на этой волне добиться проведения досрочных парламентских выборов. У блестящего общественного демагога Саакашвили подвешен язык, рейтинг его разогрет, поэтому ему не сложно будет раскрутить что-то вроде “Восстань, Украина”, выведя на улицы сотни тысяч людей “против засилья коррупции в правительстве”. Рядом с ним станут и несколько десятков депутатов из фракции БПП, уже и сейчас Петра Алексеевича не очень жалуют, а тогда, в разгар кампании, превратят его в уязвимую мишень для собственной критики.

У Саакашвили будут замечательные напарники – “Оппоблок” и “Батькивщина”, которые тоже мечтают о внеочередных выборах, а также Владимир Владимирович Путин, который, соответственно, спит и видит углубление политического кризиса в Украине.

В итоге, обанкротившийся политик Арсений Яценюк сохранил за собой премьерский пост, но открыл ящик Пандоры: оттуда высыпались несколько вариантов политического кризиса, которые будут очень сложными для страны, но еще сложнее – для партии власти.

В этой всей истории кроется важная мораль. Осознание собственной значимости переполняет украинских политиков после их проникновения во власть: форма, то есть должность, гораздо важнее содержания, то есть сути того, что они делают и что происходит вокруг них. Они играют, играют и заигрываются до того, что вчерашние соратники являются самыми главными врагами, а стремление к расширению влияния, увеличению количества должностей, личного обогащения доминирует над здравым смыслом, не говоря уже о затмениях слабых голосов избирателей.

У натруженных политиков только и есть времени подумать о смысле жизни, когда плывешь к берегу с середины озера.

regional