Кто и как будет выбирать антикоррупционного прокурора.
Об этом пишет Александра Устинова,член правления Центра противодействия коррупции.
В среду парламентский комитет будет рассматривать законопроект, который решит ключевой вопрос – сможет ли президент переломить депутатов и подчинить новую антикоррупционную прокуратуру своей вертикали. Ту самую антикоррупционную прокуратуру, которая должна будет вести все дела Национального антикоррупционного бюро. От этого решения будет зависеть вся последующая борьба с высокопоставленной коррупцией в Украине, с которой сегодня, как мы видим, Генпрокуратура не может справиться.
Что такое вообще антикоррупционная прокуратура? Это новая прокуратура, которая будет создаваться как отдельное подразделение ГПУ, но действовать абсолютно автономно. Зачем, спрашивается, тогда вообще создавать этот антикоррупционный орган в рамках Генеральной прокуратуры? Да потому, что по Конституции Украины не может быть “параллельной прокуратуры”, созданной не в рамках вертикали Генеральной. Пришлось де-юре оставлять ее в рамках юрисдикции Генеральной, а де-факто прописывать так, чтобы это был независимый от политики и генерального прокурора орган.
Антикоррупционная прокуратура будет вести все дела Национального антикоррупционного бюро. Иначе зачем создавать бюро, расследования которого все равно “сольет” потом Генеральная прокуратура, которая за полтора года не посадила ни одного чиновника, ни одного беркутовца, командовавшего расстрелами на Майдане или спускавшего курок. Очевидно, что, если новая антикоррупционная прокуратура будет подкотрольна Генеральной – то ни один чиновник так и не будет посажен, а антикоррупционная реформа, даже при самой успешной работе Антикоррупционного бюро, будет провалена.
В чем загвоздка? Конечно, в выборе антикоррупционного прокурора, который, по, сути будет вторым прокурором в стране после Генпрокурора, а по возможности расследования нарушений топ-чиновников – может и первым. Вопрос в том, как и кто его будет выбирать.
Экс-министр внутренних дел и нынешний народный депутат Юрий Луценко, который подавал эти вдруг всплывшие правки к закону, предлагает очень удобный для президента вариант. Из десяти членов Конкурсной комиссии, которые будут выбирать антикоррупционного прокурора, пять будут назначаться Генпрокурором и пять – Верховной Радой. Учитывая, что Блок Петра Порошенка – самая большая фракция парламента, то из пяти парламентских человек как минимум один будет их. Итого получается, что из десяти членов конкурсной комиссии минимум шесть, а это уже большинство, будут подконтрольны президенту. Думаю, не стоит говорить о том, что за год президентства ни Ярема, ни Шокин не посадили не то что трех друзей, про которых так красиво говорил Порошенко в парламенте, но даже трех врагов, что наглядно показал случай с сбежавшим Клюевым. Я уже молчу о том, что санкции против экс-главы СБУ, сына Азарова и других были сняты ЕС из-за бездеятельности ГПУ.
Мало того, Луценко предлагает вариант, при котором замов нового антикоррупционного прокурора будет назначать тоже Генеральный прокурор. Вот такой тебе “новый и независимый орган”. И про расследования “по-новому” уже точно можно будет забыть. Просто напомню, что за последний год в Украину было возращено аж 5014 гривен и 5 копеек, конфискованных по коррупционным расследованиям, ГПУ арестовало аж целое место на парковке и дом в зоне АТО экс-министра внутренних дел Виталия Захарченко. Зато замглавы фракции Петра Порошенко Игорь Кононенко успешно начал строительство жилого комплекса на незаконно выделенной земле, а сам Порошенко не спешит возвращать киевлянам гектар земли в центре столицы, непонятным образом очутившийся в его собственности.